«Не идеалист и не реалист, прежде всего – честный человек»

МОРОЗНЫМ январским вечером 1890 года в московском ресторане «Эрмитаж» отмечали 35-летний юбилей научной, педагогической и общественной деятельности патриарха русской агрономической науки, основоположника научного растениеводства Ивана СТЕБУТА. В банкетном зале собралось более ста человек. Прибыли они со всех концов необъятной России — от многочисленных учеников-агрономов, от коллег-профессоров и даже от императорской семьи. Рядом с юбиляром за столом сидели его самые любимые ученики, будущие академики Дмитрий Прянишников, Василий Вильямс, земляк-белорус Петр Коссович и талантливый коллега Климент Тимирязев. Юбиляр внимательно и с явным смущением слушал поздравления. Тимирязев безуспешно уговаривал виновника торжества заменить сельтерскую воду более крепким напитком. Стебут добродушно отшучивался — он никогда не пил спиртного.

Что взамен частного и государственного землевладения предлагал Иван СТЕБУТ? В чем феномен его настольной книги для крестьянина?

МОРОЗНЫМ январским вечером 1890 года в московском ресторане «Эрмитаж» отмечали 35-летний юбилей научной, педагогической и общественной деятельности патриарха русской агрономической науки, основоположника научного растениеводства Ивана СТЕБУТА. В банкетном зале собралось более ста человек. Прибыли они со всех концов необъятной России — от многочисленных учеников-агрономов, от коллег-профессоров и даже от императорской семьи. Рядом с юбиляром за столом сидели его самые любимые ученики, будущие академики Дмитрий Прянишников, Василий Вильямс, земляк-белорус Петр Коссович и талантливый коллега Климент Тимирязев. Юбиляр внимательно и с явным смущением слушал поздравления. Тимирязев безуспешно уговаривал виновника торжества заменить сельтерскую воду более крепким напитком. Стебут добродушно отшучивался — он никогда не пил спиртного.

«Бросьте этот город да ступайте работать в деревню!»

Но гостей он любил. На субботних вечерах у Стебутов собирались молодые преподаватели Петровской академии. Тимирязеву нравилось читать наизусть «Дон Жуана» Байрона, и Стебут говаривал, что тот зря «ударился» в физиологию — пропадает великий артист России. Сюда захаживал и профессор МГУ Иван Сеченов, бывали и студенты. Разговоры обычно велись вокруг одной темы — назначение России, «русская дорога» развития, а стало быть — крестьянский вопрос. Споры по этому «проклятому» вопросу слышал Стебут с самого детства.

Родился Иван Александрович Стебут (12.2.1833) в старинном городе Великие Луки, что на так называемой Белорусской Псковщине, в семье безземельного шляхтича-белоруса, уездного аптекаря, который свою работу недолюбливал, зато тяготел к земле — завел возле дома сад и возился в нем, приучая детей к уходу за землей и растениями. Книги и журналы по сельскому хозяйству были в семье постоянным чтением, как и разговоры о том, что сила государства — в крестьянстве. Эта мысль стала девизом жизни младшего сына Ивана. Позже он скажет своим студентам: «Бросьте этот город да ступайте работать в деревню! В такой работе вы найдете нравственное удовлетворение».

А пока, по бедности семьи, в 10 лет Иван Стебут был отдан на казенный счет во 2-ю Петербургскую гимназию. Окончил ее на «отлично», а стало быть, с правом поступления в университет, но, унаследовав отцовскую тягу к земле, поступает в Горы-Горецкий земледельческий институт — первую в России Высшую сельскохозяйственную школу. Благо учиться предстояло на своей малой родине.

Прожил 90 лет! Источник сил — избранное дело

В 1854 году Стебут окончил институт и, как самый способный студент, был оставлен при нем помощником управляющего институтской фермой. Вечерами садился писать диссертацию, за которой засыпал только для того, чтобы на другой день снова встать в 4 часа утра. Четырех лет такой вдохновенной и напряженной работы было бы достаточно другому, чтобы навсегда подорвать здоровье, но Стебут, хотя и прихварывал, прожил все-таки 90 лет! Источником его жизненных сил было избранное дело.

Министерство государственных имуществ направляет его на 3 года за границу для приготовления к профессорскому званию по кафедре земледелия (Германия, Бельгия, Франция, Англия и Шотландия), и везде пытливый ученый изучает методы ведения сельского хозяйства. После возвращения в Горки становится профессором полеводства и луговодства. Здесь по его инициативе был разработан проект организации Могилевского земледельческого общества, проведен 1-й сельскохозяйственный съезд (10.8.1861).

Живя вдали от столиц, Стебут внимательно наблюдает за литературной дискуссией вокруг отмены крепостного права и пути, которым пойдет дальнейшее развитие России. По его мнению, никакая наука не может заменить тот опыт, который столетиями накапливался земледельцами-практиками; наука должна на его основе предложить новое качество хозяйственной жизни. И, как видим мы сегодня, выветривание опыта и традиций как раз и привело к разрыву отношений между человеком и природой, к проблемам экологии. Пожалуй, Ивану Александровичу удалось сделать целую эпоху в науке именно потому, что его научные изыскания не противоречили народному опыту и шли в русле традиций.

Недолго поработал он в Могилевском крае. В начавшемся в 1863 году восстании его студенты приняли активное участие. К вооруженному отряду повстанцев Горок (70 человек) подключилось 60 студентов под общим руководством студента Висковского. Институт был закрыт и на его базе организован Петербургский земледельческий институт (позднее Лесной).

На территории БГСХА в Горках Могилевской области в 1964 году Ивану Стебуту установлен бюст. Думается, этого недостаточно для увековечивания памяти основоположника агрономической науки в России и Беларуси. Всей своей праведной жизнью он заслуживает большего. Физиолог Климент Тимирязев сказал о профессоре Стебуте: «Иван Александрович не идеалист и не реалист, он прежде всего — честный человек». В Беларуси помнят своего великого соотечественника, честного человека Ивана Александровича Стебута!

Пророческие слова о крестьянстве

В северную столицу переселился ненадолго и Стебут, где вскоре защитил магистерскую диссертацию «Известкование почвы» (1865), высоко оцененную Дмитрием Менделеевым и Александром Энгельгардтом. В этом же году утвержден профессором вновь организованной в Москве Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). Здесь он 10 лет возглавлял кафедру земледелия, а затем основал и возглавил первую в России кафедру растениеводства. Создал сельскохозяйственный музей и первое в стране опытное поле. Основал и был первым редактором журнала «Русское сельское хозяйство», который пропагандировал внедрение достижений агрономической науки в практику. Участвует как эксперт в российских и всемирных сельхозвыставках. (Ни одна, даже губернская, выставка не обходилась без него.) Руководит разными комитетами и комиссиями по сельскому хозяйству. Разработал «Положение об исследовательских заведениях», утвержденное правительством (1902). Кипучая деятельность Стебута привлекает многие молодые сердца — на его лекции приходят не только петровцы, но и студенты Московского университета.

Стебут впервые в мире ввел понятие районирования сельскохозяйственных культур. Ему принадлежит идея о выделении в России климатических и почвенных зон с тем, чтобы вести сельское хозяйство сообразно природным условиям, возделывать в каждой зоне лишь те культуры, что дают здесь самые высокие урожаи. И для каждой климатической зоны он разработал свои рекомендации. «В России, — утверждал ученый, — в силу громадности ее земли и разнообразия природных условий не должно быть стандартных типовых рекомендаций земледельцу, потому как в каждой губернии, и даже уезде, свои почвы, а значит, и свои, прижившиеся здесь, растения». Так, в нечерноземной полосе, извечно льноводческой и животноводческой, Стебут предлагал сократить посевы хлебных зерновых и увеличить площади льна и травосеяния, дополняя естественные сенокосы выращиванием клевера, тимофеевки, вики. Для северо-западных областей, где бедные суглинистые почвы, предлагал известкование. В более широком плане Стебут выдвинул идею о выделении хозяйственно-экономических районов.

В чем суть этой идеи? Русское хозяйство должно быть общественным! Прообраз такого хозяйства — община, но только прообраз! По отношению к государству такое хозяйство — это кооперативный частный землевладелец, который обязательно выполняет также работы по переработке и сбыту сельхозпродуктов. Стебут отрицал и частное землевладение, и государственное. При частном землевладении далеко не все люди связаны с землей, а при государственном все связаны с ней, но все стоят очень далеко от нее, потому не заинтересованы в ее производительности. То были пророческие слова…

В наши дни идеи Ивана Стебута о частном землевладении и общественном землепользовании как никогда актуальны. Советы патриарха русского земледелия студентам-агрономам своего времени полезны и сегодня, в XXI веке:

— изучайте природу, вас окружающую;

— изучайте почву, от которой ожидаете надежной прибыли;

— вникните в многообразное значение местного климата и его ближайшую связь с почвой;

— не копируйте никого, но учитесь у всех;

— развивайте в себе ту наблюдательность без натуги, которая зовется «сельскохозяйственным зрением», и тот драгоценный дух инициативы и творчества, без которого нельзя шагу ступить на вашем поприще…

Стебут утверждал, что вопрос о доходности сельского хозяйства нельзя путать с вопросом о землевладении. Первое — экономический вопрос, второе — социальный. Одно дело, если мы хотим любой ценой получить наибольшую прибыль на капитал, а другое — если мы хотим достигнуть наименьшей себестоимости продукта и тоже получить доход. Это опять ответ сегодняшним сторонникам повышения цен на сельхозпродукты.

Осмысление крестьянства как основного общественного слоя в государстве, которое кормит всю страну, — главное в философско-экономическом наследии Стебута. Переосмыслил он и роль крепкой крестьянской семьи — ядро здорового общества, источник свежих народных сил для всех его слоев. Позже это «ядро» большевиками было названо кулацким.

Стебут известен и своей теорией разделения полевых растений на 3 группы — полевой, паровой и луговой клины, с разработкой для них специальной методики возделывания сельхозкультур. Это своеобразная таблица Менделеева для земледельца!

Первым Стебут разработал и гнездовой посев корнеплодов, в том числе для картофеля: «Никакой анархии на земле быть не может — везде порядок, логика, продуманность». Разработал первую русскую классификацию полевых растений. Он высказывал ценные мысли по самым разнообразным вопросам сельского хозяйства, в частности, о влиянии дренажа на физические и химические процессы в почве. А сколько понимания и любви к земле в его словах: «Спелая почва ноздревата, как подошедшее тесто, но не порошкообразна, она упруга под ногами».

Собранные в поездках по России знания, сведенные в стройную систему, просились на бумагу. В 1875—1880 годах вышла в свет «Настольная книга для русских сельских хозяев» в 3-х томах, долгое время служившая справочником по агрономии и которую Александр Чаянов называл настоящей энциклопедией сельскохозяйственных знаний. Научные труды Стебута посвящены и обработке почвы, и агротехнике полевых культур. Его капитальный труд «Основы полевой культуры и меры к ее улучшению в России» в 2-х томах оказал огромное влияние на развитие русской сельскохозяйственной науки и был переиздан в 1957 году.

Женщина должна быть агрономом!

В 1898—1908 годах Стебута назначили председателем Ученого комитета Министерства земледелия. Будучи главным экспертом России по внедрению в сельское хозяйство новых машин и орудий, он особенно ратовал за рядовую сеялку, так нужную простому крестьянину. В этот период он открыл среднюю сельскохозяйственную школу для крестьянских детей в Тульской губернии, приближая свою мечту: каждому селу — своего агронома! Первым в России встал на защиту женщины, лишенной прав на высшее образование. А кто, как не женщина-мать, ближе к матери-земле? Женщины должны быть агрономами! Эта мысль была встречена в штыки, но Стебут был упорен и создал первые в России Высшие двухгодичные женские курсы, знаменитые «Стебутовские курсы» (1904). Они просуществовали до конца 1917 года, их окончило около 1000 человек.

По инициативе Стебута в Горках был восстановлен Земледельческий институт (1919), который имел 4 факультета: агрономический, мелиоративный, лесной и сельскохозяйственного машиноведения. Позже (1948) институт был переименован в БСХА.

Пожизненная пенсия, выдаваемая советским правительством лицам, проявившим особые заслуги перед Родиной, профессору Стебуту так и не была назначена. Последние свои годы он ютился в холодном подвале и согревался теплом прачечной, за радость была кружка кипятка с кусочком черного, бог знает из чего выпеченного хлеба. Но утешала мысль, что он сделал все, что мог, и в книгах его будущие поколения найдут много полезного для себя. Посмертно изданы его «Избранные сочинения, т. 1—2» (1956—1957). Он умер, как заснул, пасмурным днем 20 октября 1923 года…

Валерий ЕРМОЛЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter