На какой туризм — внутренний или въездной — стоит делать упор в первую очередь?

Не гостем единым

Туризм — сфера, способная привнести ощутимый доход в копилку государства. У нас многое сделано для привлечения зарубежных гостей. Но еще больше работы впереди. На этой неделе в Минске проходит 26-я Международная выставка «Турбизнес», где туроператоры, чиновники и эксперты обсуждают перспективы развития сферы путешествий и отдыха, расширения безвизового режима. Среди прочего поставлен вопрос: на какой туризм — внутренний или въездной — стоит делать упор в первую очередь, если мы хотим заработать?


Имидж проверяется на въезде


Сегодняшний туристский поток в нашу страну составляет немногим более 300 тысяч иностранцев. По сравнению с развитыми в туристском плане странами цифра довольно скромная. Однако, если принять во внимание пограничную статистику, то есть приблизиться к определению «турист», сформулированному Всемирной туристской организацией, то это количество будет значительно большим. К слову, число российских граждан, прибывающих в нашу страну, фактически оценивается на основе данных мест размещения и, конечно, не охватывает весь поток туристов из России.

 
География стран, из которых прибывают туристы, довольно обширна. Однако основной поток формируется соседями: Россией, Польшей, Украиной и странами Балтии. Это совершенно закономерный результат, так как соседи обладают более широкими представлениями о нашей стране, зачастую связанными общей историей и культурой. И это явление характерно для всей Европы.

Что сегодня интересует наших гостей? Помимо культурно-исторического наследия и природы, в последние годы сформировались довольно хорошо развитые направления — оздоровление и агроэкотуризм. К слову, у многих владельцев усадеб есть постоянные клиенты из дальнего зарубежья: Британии, Германии, Италии, США.

Как показала практика последнего десятилетия, позитивную роль в привлечении иностранных туристов в Республику Беларусь играют имиджевые мероприятия. Чемпионат мира по хоккею в 2014-м, другие крупные спортивные соревнования тому пример.

Однако и проблем в сфере туризма по-прежнему хватает. В первую очередь я бы выделил вопрос доступности туристических объектов. Дороги, придорожный сервис, общественный транспорт, что особенно важно для индивидуальных туристов, посещающих нашу страну самостоятельно, увы, за исключением единичных туристических маршрутов, очень комфортными пока не назовешь.

В последние годы стала позитивно меняться гостиничная инфраструктура. Однако пока этот процесс охватывает в основном крупные города. В малых при всей их привлекательности просто нет достаточного количества мест размещения. Появились интересные места для автотуристов, например мотель Green Club на Браславских озерах, но, к сожалению, это лишь отдельные примеры, не охватывающие пока всей территории страны. Сегодня количество мест размещения вполне соответствует существующему потоку туристов. Но в случае его значительного увеличения вопрос жилья встанет с новой остротой.

К проблемам я отнес бы и недостаточное информационное обеспечение туризма внутри страны. Если заранее не продумать план поездки и не найти информацию о пунктах назначения, то можно остаться ни с чем. Система инфоцентров недостаточно развита, и присутствуют они, как правило, только в крупных городах.

К примеру, в Швеции, куда бы вы ни приехали, вам обязательно попадется на глаза информационный центр или информационный стенд с картами, листовками и рекламными материалами на разных языках, причем абсолютно бесплатными. Наши города и местечки не менее интересны. В каждом есть краеведческий музей, достопримечательности, свои местные обычаи и традиции. Но многие иностранцы, и не только иностранцы, проезжая через них, даже не подозревают об этом.

Важно не только количество туристов, но и качество пребывания: сколько времени проводят и сколько денег тратят у нас. Увеличение средней продолжительности пребывания тоже один из серьезных вопросов, требующих своего разрешения.

Для развития въездного туризма крайне важно продвижение страны за границей. На мой взгляд, усилия, предпринимаемые в этом направлении, пока недостаточны. Нам нужна четко сформулированная маркетинговая стратегия продвижения на внешние рынки, включающая и рекламу, и пропаганду, и другие маркетинговые инструменты с учетом специфических особенностей целевых рынков. А в реализации этой стратегии должны быть задействованы все, кто в той или иной мере связан с привлечением иностранных туристов в нашу страну. От дипломатических представительств, министерств, ведомств, национального агентства до наших турфирм, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма.

Александр Копанев, директор Республиканского союза туристических организаций


Походное место


Очевидно, что внутренний туризм в Беларуси сегодня представлен экскурсиями учащихся, поездками в системе профсоюзов, также белорусы посещают санатории, агроусадьбы, фестивали и достопримечательности в различных уголках республики, выезжают с палатками на природу. С другой стороны, нет полной картины передвижений. И мы не понимаем ни емкости внутреннего рынка, ни предпочтений целевой аудитории.


Главная проблема внутреннего туризма в Беларуси — это направление воспринимается недостаточно серьезно. Оно несколько теряется в тени выездного и въездного туризма. У нас многие субъекты туристической деятельности или открыто делают ставку на иностранцев, или ориентируются на самый бюджетный и формализованный сегмент внутреннего туризма — школьные экскурсии. Компаний, создающих продукт, рассчитанный именно на белорусов, немного. Соответственно, турпродукт, изначально ориентированный на иностранцев, дорогой для наших граждан.

Из других проблем — неразвитая придорожная и туристическая инфраструктура, отсутствие маркетинговых стратегий, направленных на внутренний рынок. И, как ни странно, недостаточный уровень осведомленности граждан о туристических возможностях нашей страны. К этому фактору также добавляется типичное мышление всех туристов: иное, чужое, непохожее на привычное окружение всегда выглядит интереснее и привлекательнее.

Если сравнить Беларусь со странами-соседками, то в странах Балтии, Польше и Украине стараются опираться на соотечественников, их процент среди отдыхающих довольно высок. В России есть программы, субсидирующие внутренний туризм. Это положительный опыт.

Необходимо, чтобы местные органы власти теснее работали в партнерстве с частным бизнесом и экспертами. Приоритет — продвижение местных туристических направлений, начиная с рекламы и заканчивая прямыми субсидиями. Также важна работа по привлечению инвестиций в туристическую инфраструктуру, актуализация системы образования и переподготовки специалистов всей туриндустрии.

Нужно проанализировать, какие места в нашей стране могут пользоваться популярностью, сколько денег белорусы готовы отдавать за отдых в родной стране, и на основе этого разрабатывать туристический продукт для внутреннего рынка. Хорошее предложение неизбежно будет иметь успех и у зарубежных гостей. Это естественный путь, которым идут многие страны. Интересен современный подход российских коллег, заимствованный у западных стран, добившихся успеха в развитии внутреннего туризма (Польша, Франция), по ранжированию территорий турпотенциала и подхода к их развитию, дифференцируя задачи и ресурсное инвестирование.

Реально ли зарабатывать на внутреннем туризме в Беларуси? Это важная и сложная задача для любой национальной экономики. Есть положительные примеры стран с сопоставимым с нами турпотенциалом. Так что зарабатывать, конечно, можно и нужно. Кое-кто у нас успешно занимается этим уже сейчас. Но можно и нужно делать еще больше, Беларуси здесь есть куда развиваться.

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туристической индустрии

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter