Не гоните! И не судимы будете

Размышления  о  культуре и  безопасности  вождения,  зимних  шинах  и   оч-чень  больших  штрафах

Размышления  о  культуре и  безопасности  вождения,  зимних  шинах  и   оч-чень  больших  штрафах 

Мороз. Без солнца. День тоскливый. Одна радость – любимый авто изумрудного цвета, откликнувшись на нажатие кнопки дистанционного управления, знакомо бибикнул и, моргнув фарами, пригласил в салон. Позади напряженный рабочий день, можно и домой. Ремень безопасности – щелк, ручник – вниз, педаль сцепления нажата (что-что, а «чайник» я вполне профессиональный). Рука автоматически тянется к зажиганию. Ключ – на старт. Поехали? Двигатель как-то неохотно шевельнул поршнями и замер. Как в афишу коза, уставился на панель приборов. Индикаторы ярко-рубиновым светом утверждали, что никуда мы сейчас и не поедем. Почему движок, еще вчера жужжавший аки пчелка, неохотно отзывался на скоростное приглашение стартера размять шатуны? А крышка блока цилиндров просто открывалась: оказалось, в топливный бак была залита летняя солярка. Мороз, пусть и небольшой, но помешал воспламениться искре в двухлитровой утробе некогда безотказного моторчика. 

Звонок в «Минскавтозаправку» (на следующее утро) не застал врасплох диспетчера: 

— Скажите, когда на АЗС появится зимнее дизельное топливо? 

— На все 20 станций столицы оно уже доставлено, — бодро и уверенно ответили на другом конце провода. 

— Но я же только вчера заправлялся… 

— Может, где-нибудь еще не проданы летние запасы? 

Короче, глаза видали, что заливали. Заветной снежинки с обозначением зимнего топлива действительно на табло АЗС не значилось. 

Впрочем, не бывает худа без добра. Поневоле поставив в стойло свое привередливое «пежо», я, как, полагаю, и многие другие «трактористы», снизил количество автомобилей на дороге, тем самым помог родной ГАИ управляться с остальным автостадом, имеющим закаленные бензином цилиндры. Пускай и не на большой процент, но безопасность на дорогах из-за уменьшения машин увеличилась… 

Продолжим далее о безопасности и вежливости как водителей, так и пешеходов. О зимней резине не будем: необходимость перехода на соответствующие шины продиктована погодой. Мягкая рекомендация ГАИ воспринята водителями как неукоснительная к исполнению. И это правильно. 

Вот дорожная ситуация. Участок дороги Минск—Слуцк, ведущей на дачу, ремонтируется. Для движения выделена одна полоса. Выпал свежий снег, обстановка требует предельного внимания. Но из череды соблюдающих дистанцию авто находится один, а то и несколько «суперчайников», решивших показать, как они резво управляют своим авто. Невтерпеж, видите ли, проехать 7—8 километров со скоростью 70 км/ч, и часто случается так, что и обогнать толком не умеют. Впереди – встречный автомобиль. Чтобы избежать лобового столкновения, горе-водитель опять ныряет в правый ряд, из которого только что выехал. И — по тормозам. Его не волнует, что создал аварийную ситуацию для остальных водителей, чинно соблюдающих ПДД. Тут уж помогают опыт, реакция, конечно, зимние шины и для успокоения нервов незлобливое словцо в адрес лихача. 

Ситуация, имевшая место с автором пару лет назад на этом же шоссе. Воскресенье. Июль. Вечер. Ремонт. Белый жигуленок выскакивает на встречную, но, не успевая совершить обгон, буквально втискивается обратно между идущими на приличной скорости авто. Результат – «домино». Шесть машин (моя была последней) слились в едином бамперо-капотно-железном «поцелуе». Кто виноват? Все? Мол, не держали дистанцию. Так вроде и держали, но кто же рассчитывал на ту сволочь в белом, которая, кстати, смылась с места ДТП как ни в чем не бывало. Справедливости ради надо сказать, что машина, которую, сжав до побеления пальцы и обидев до величайшей степени педаль тормоза, я все же нежно «поцеловал», не пострадала. Что этому фаркопу сделается в отличие от сложного оптического прибора, называемого передней левой фарой? 

— Почему же вы, товарищ, не тормозили? – вызывающе спросил я у дедка, который и был водителем передней машины. 

— Так тормозил я, сынок, — оправдывался дед. – Только вот в «стопах» у меня лампочки перегорели… 

— ??? 

В этот раз обошлось без жертв. Но из-за таких непродуманных маневров в иных случаях растет статистика ДТП с отягчающими последствиями. 

Еще одна дорожная ситуация. Выезжать со столичной улицы Богдана Хмельницкого, чтобы сделать левый поворот на улицу Якуба Коласа, надо мучительно и долго. Светофора нет. И одна надежда, что подойдет трамвай, освободив таким образом проезд. Но случаются и чудеса... Трамвая нет. Очередь машин растянулась на километр. И вдруг водитель встречной машины мигает фарами и показывает жестом, мол, проезжай. Ну как не поблагодарить добряка, моргнув ему в ответ аварийкой. 

Пропустить пешехода на «зебре» — закон. Но есть до такой степени уверенные в себе пешеходы, что без всякого фликера и оглядки по сторонам смело пересекают дорогу. Мол, я всегда прав. И невдомек ему, что жизненный путь может стать коротким, как и тормозной. В лучшем случае возможна ситуация с уже упомянутым принципом «домино». 

Примеры можно еще привести. На трассе подмигнули. Мол, впереди — передвижной пост ГАИ. Все водители, естественно, превратились в ангелочков. Тем не менее полосатая палочка вылавливает из потока одну машину. 

— Как дела? — спрашивает подтянутый лейтенант. 

— Моргают! – нагло утверждаю истину. 

— Ну и пусть, — смеется страж дорожного порядка. И далее уже отвечает на мое утверждение: — Мы даже не против того, что водители предупреждают друг друга о том, что дежурит ГАИ. По крайней мере, 15—20 километров в обоих направлениях мало кто осмелится нарушить скоростной режим. Тем более что через полчаса мы меняем место. 

Вот такая простая хитрость. 

P.S. 27-летний водитель Юсси Салонойа (небедный человек) за превышение скорости в Финляндии был оштрафован на… 170 000 евро. А еще ранее его земляк Якко Ритсоля за такое же нарушение лишился 80 тысяч. И ничего. Кстати, зимние шины в Финляндии обязательны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter