Знаменитый француз Пьер Ришар собирается в Беларусь со своим моноспектаклем

Не голый король комедии

Знаменитый француз Пьер Ришар собирается к нам со своим моноспектаклем
“Звезды становятся ближе”, — пела когда-то София Ротару. И действительно становятся. Лауреат премии “Оскар” Джаред Лето сводит с ума подростков на концерте в “Минск-Арене”, композитор Эннио Морриконе вплетает в вечернее минское небо звуки своей восхитительной музыки, хулиган Робби Уильямс знакомит минчан со своим импозантным отцом... Каких только встреч не случилось за это время! Заметно активизировался французский творческий “блок”: в Беларусь приезжал актер Жерар Депардье, его партнерша по фильму “Соседка” Фанни Ардан стала главной звездой кинофестиваля “Лістапад”. Если не случится форс-мажора и земля не налетит на небесную ось, скоро в Минск приедет с моноспектаклем “Пьер Ричард III” и знаменитый Пьер Ришар.



В  чем феномен этого актера? Наверное, в том, что в экранный образ рядового француза, попадающего в самые нелепые ситуации, Ришар добавил свои новые, человеческие краски. Он прямой наследник чеховских героев, произведений Уильяма Сарояна. Маленький, но никак не “лишний” человек с большим сердцем. Обаятельный неудачник и растяпа, за которого почему-то сразу переживаешь, как за своего знакомого или родственника.

Его сделал знаменитым фильм Ива Робера “Высокий блондин в черном ботинке” — пародия на модный жанр “шпионской истории”. Успех был колоссальным, и у фильма появилось продолжение. Судьбоносной стала для актера встреча с комедиографом Франсисом Вебером. Его “Игрушка” с Ришаром в главной роли и сегодня не потеряла актуальности из-за мощного сатирического посыла.

Главные герои почти всех пьес и сценариев драматурга и режиссера Франсиса Вебера имели два имени: Франсуа Перрен или Франсуа Пиньон. Это был собирательный образ француза-неудачника. Довольно часто его доводилось играть Ришару. 

В какой-то момент Веберу пришло в голову соединить актерскую харизму Ришара и кипучую энергию Жерара Депардье. Появился новый экранный тандем, по степени комизма затмивший многие другие.

Фильмы Вебера с этим дуэтом (“Невезучие”, “Папаши”, “Беглецы”) стали международными кассовыми хитами. Они имели оригинальный и непредсказуемый сюжет, поэтому нет ничего удивительного, что позже по всем этим картинам были сняты ремейки в Голливуде — бешеная динамика, ироничные диалоги, широкая социальная панорама жизни Франции. Для советского зрителя они стали хотя и маленьким, но все же “окошком в Европу”, давали возможность понаблюдать за “их нравами”. Миллионеры, бандиты, сутенеры, ночные бабочки — весь набор персонажей французской криминальной комедии был нам еще в диковинку.


Фильм “Беглецы” стал классикой французской комедии.

Конечно, советская цензура не дремала. Из “Невезучих” вырезали 20 минут хронометража. Нещадно, даже в ущерб сюжету покромсали криминальную комедию Жерара Ури “Укол зонтиком”. Тем не менее легкий и пьянящий флер буржуазной жизни незримо присутствовал на экране и будоражил умы.

Безусловно, Ришар не всегда попадал в “десятку”. Как и множество популярных актеров, он столкнулся с тем, что его образ и типаж стали нещадно эксплуатировать. Комедии положений с участием Ришара часто похожи по фабуле и темпераменту, а драматургический материал порой оказывался явно ниже его актерского дарования. Можно вспомнить хотя бы невинный пустячок “Налево от лифта”.

Позже французское кино постепенно потеряло свои позиции. На смену добродушным комедиям и ярким мелодрамам в духе “Соседки” Трюффо пришли невнятные социальные драмы, семейные истории, политкорректный арт-хаус. Франсис Вебер переехал жить в США в середине 1990-х. С его отъездом золотая эпоха большой французской комедии закончилась.

Наверное, нет ничего странного, что именно в этот момент Пьер Ришар решил расширить свою жанровую палитру. Одна из его лучших работ — роль повара-путешественника Паскаля из картины Наны Джорджадзе “Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара” по сценарию Ираклия Квирикадзе. Впервые Ришар играл в другой эстетике. Это был своеобразный кинематографический “плутовской роман”. Позже в фильмографии появилась и настоящая драматическая картина “Когда нас не станет” Дамьена Одуля.

Ришар красиво стареет. Сказываются аристократические гены. Шарм и вальяжность при внешней скромности остаются при нем. По совету Депардье он тоже занялся виноделием. И как хорошее вино, с годами его мастерство только набирает оттенки и полутона.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


  • В конце 1970-х годов Пьер Ришар основал компанию “Фиделин фильм”, занимавшуюся производством и прокатом фильмов, а также выпуском пластинок с песнями самого актера.

  • У Ришара есть двое сыновей-саксофонистов — Оливье и Кристоф.

  • Актер ежегодно выставляет на продажу несколько десятков тысяч бутылок вина, которое экспортируется в Бельгию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter