Об искусстве никуда не спешить

Не гневи черепаху!



— Привет, — говорю, — ты из Китая?

— Я?! Нет, из... А, Тань, привет! Не-е, я из Сан-Франциско, в Китай же летал на прошлой неделе. Как там радио?

Мой приятель, друг детства, видимся в аэропортах. Я как только там появляюсь, он откуда-нибудь всенепременно возвращается или улетает. Наводит глаза и каждый раз узнает меня не сразу, я у него Таня-радио, на больший объем информации нет места. Это раньше писали книги серии «Жизнь замечательных людей», большие, толстые тома, разноцветные. Сейчас все сплошная Википедия. Коротко и доступно. Нет времени, нет места. Углубляться вообще зачем, что с того? С этой ЖЗЛ смешно вышло. Мы с дочкой зашли в Киеве в ресторан с одноименным названием, а там как раз одна стена — стеллаж, где выставлена полная серия этих книг. Я воодушевилась, решила ей рассказать, что там к чему. Смотрит дочка с ужасом, как и зачем это все читать?! Быстренько прогуглила парочку фамилий — а, ну все понятно!

Если вчера в Пекине, а сегодня в Сан-Франциско, тоже не до медленных танцев. Таня-радио, Гриша-автосервис, Ваня-нефть. «Чотка!» — как говорят в наших краях.

Мне и самой скучновато, я то в Рим, то в Киев. А где это был такой вкусный тирамису? В Киеве! Точно. А «Киевский» торт вкуснее в Минске, а суши вроде в Барселоне. Куча-мала! Но вот так теперь.

Жалко только, диаметр моей скуки растет. В детстве я томилась в своем панельном микрорайоне, устала видеть иву, лавку и детские качели, взорвалась, волной вышла из берегов. Там большой город! Было хорошо, но приелось. Взорвалась. Теперь у меня в Милане лавка, в Барселоне ива. Куда ни прилетишь, такое чувство, что все уже знаешь наперед. Хорошо еще, что есть ограничивающие факторы, а так бы весь мир уже наскучил. Одно и то же, и что делать?

А другой мой приятель давно с движением завязал, купил тулуп и валенки, лошадь купил, уехал жить в глубокую глушь. Читает книги, там интернет так себе. Как красиво он пишет!

«Из деревни происходящее видится мне так: между землей и небом война. Зима, плюясь, отстреливаясь снегом, не хочет отступать. Недели две тому было одно желание: скрутившись в норке, все старое вместе с оболочкой снять. Вы представляете? На улицу вдруг вышел, а там все новые. Сосед, унылый, мрачный, в морщинах и в алкогольных шрамах, вдруг в чистом, свежем образе. Все поменял: себя, семью, работу. Жаль, у человечества нет такой функции, сбрасывать кожу в конце зимы. Или, как медведь, засыпать во время красных кленов и просыпаться, когда каштаны зацвели».

Не спешит мой друг, пишет и топит печь. Речь его стала другой, глаза не бегают, мысли не путаются. Он если о чем-то думает, то думает долго, пока не иссякнет мысль. У него человек каждый со своей историей. Он даже, аргументируя что-то, опирается на большие цитаты и исторические примеры.

Зато тот первый из аэропорта — «изобретатель всего». Так мои дети говорят, потому что он придумал главные в их жизни компьютерные приложения. И я для них в авторитете, знакома с первоисточником, тем человеком, от которого взялось. И в его голове есть файл «Таня-радио». Дети гордятся своей матерью.

А я с упоением читаю тексты второго. «Кто есть кто? Самая зависимая страна в мире — США. Зависит от своего статуса единственной сверхдержавы. От необходимости встревать во все дела и конфликты мира. От огромного экономического и финансового потенциала. От невероятной военной, технической, научной мощи. От партнеров, союзников и врагов. От ответственности за судьбы мира. Америка напоминает замученную советскую продавщицу из колбасного отдела — я одна, а вас много!

Самое независимое государство мира — Науру. Можно найти на карте только с большой лупой. Население — 10 тысяч человек. Науру зависит только от урожая бананов. Урожаи всегда хорошие. А это значит, что островок не зависит ни от кого и ни от чего. Райское блаженство. Но туда почему-то не хочется».

Между двумя этими людьми миллиарды других, так что средняя скорость человечества остается в норме. Между сверхдержавами и банановыми странами столько всего! Такая гигантская черепаха, ме-е-е-едленно она поворачивает голову, набирает воздух со свистом и плывет по вселенной, в сторону чего-нибудь, не имеющего никакого отношения ни к скорости, ни ко времени, ни к расстоянию. До сих пор точно неизвестно, откуда взялись черепахи. Может, просто в свое время сбросили с плеч прошлую цивилизацию и завели себе новую. По весне. Чего там прошлые натворили? Вдруг так разогнались, что сами и спрыгнули. Мы пока погодим — костер, тулуп, хорошо! Плыви себе, черепаха...

Т.С.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter