Алина Сотникова: любой белорусский гимнаст по своему уровню может выступать в цирке "Дю Солей"

Не глядя вниз

“Я устала...” Формулировка, с которой четыре года назад Алина Сотникова решила навсегда завязать с гимнастикой, несколько смущает. Алина в составе женской сборной Беларуси, в 2011 году выступавшей на квалификационном чемпионате мира в Токио и не сумевшей отобраться на Олимпиаду, была самой младшей. Но, не случись ошибки на брусьях, запросто могла попытаться составить компанию Анастасии Марачковской в Лондоне. Не сложилось, и в 20 лет гимнастка решила закончить карьеру, чтобы начать заново ее в Цирке дю Солей.

— Ты хоть раз пожалела о решении уйти из спорта?


— Ни разу. Полгода еще просыпалась от того, что мне снилось, как ни свет ни заря нужно бежать на первую тренировку, где опять начнутся эти “давай-давай”... Конечно, хотелось выступить на чемпионате мира, попасть на Олимпиаду. И, наверное, я могла бы это сделать, но не в той ситуации. Ведь, кроме, собственно, тренировок, нужно было постоянно держать в голове, кто из тренеров с кем дружит, кто в фаворитах, кто с кем не общается... Тренеры, по большому счету, не готовили команду, а ходили и решали каждый свои задачи. Всеми правдами и неправдами проталкивали своего ученика и “топили” конкурентов. Я же всю жизнь проработала с Дмитрием Кухтовым — тренером из Витебска. Его постоянно “затирали”, кое-кто вообще ненавидел из-за того, что он не хотел участвовать в интригах и говорил правду...

— В циркачи тебя как позвали?


— Знакомая пригласила — Саша Сташевская. Она работала в созданной из бывших гимнасток группе, которая здесь, в Беларуси, выступала на различных праздниках и корпоративах. Приезжали, делали какие-то номера... Спрос, кстати, был — даже в ночных клубах приходилось работать. Да и работа несложная — танцы, какие-то легкие поддержки, целый день потом свободна. И зарплата, кстати, побольше, чем в сборной. Потом меня позвал товарищ, который работал в группе, исполнявшей “встречные качели”. Так и началась “цирковая карьера”...

— Сложно было адаптироваться?


— Не очень. С одной стороны, это был цирк шапито. Есть свои нюансы. С другой — все элементы более-менее знакомые. Хотя когда я на тренировках в Симферополе первый раз увидела “качели”, сказала: “Никогда!” Потом постепенно втянулась... Тем более что компания оказалась приятная: за исключением нескольких человек, которые в цирке выступали уже более 20 лет и постоянно были “на своей волне”, все оказались вполне открытыми и дружелюбными. Хотя и менялись частенько: много людей уходило, на их место приходили новые. Вопреки предубеждению, что в такие труппы очень сложно попасть, это оказалось вполне посильной задачей. Особенно если знаешь, у кого что спрашивать.

— Ощущения от выступлений в цирке и на соревнованиях сравнимы?

— Очень разные. Первые месяца три было очень страшно. В номере ведь семь человек работает, и если я ошибусь, то подведу и всех остальных. К тому же на тренировках видела, что бывает, если упадешь. Мне со стороны до сих пор страшно смотреть за чьими-то выступлениями... А вот на публику я особого внимания не обращаю. Что в Симферополе, что потом в Японии даже не видела толком, кто был в зале. Хотя Япония запомнилась: там нашему руководителю предложили попробовать поехать на просмотр в Цирк дю Солей. Нам повезло: пригласили сразу весь номер. Приехал представитель Цирка дю Солей, посмотрел, что мы умеем и как все получается, и сказал: “Окей, вы нам подходите, с вами свяжутся...”

— Где было сложнее работать: в национальной сборной или в Цирке дю Солей?

— В цирке. Там очень много тренировок. Особенно когда создается новое шоу. День начинается в полвосьмого, на обед всего час. В остальное время — двух-трехчасовые тренировки, занятия по танцам, актерскому мастерству, какие-то общие беседы, командные игры... Даже уроки игры на барабанах и вокала были.

— Барабаны-то тебе зачем?

— Конкретно к моему номеру они не относятся, но в самом шоу, например, есть моменты, когда все участники выходят и поют. Или нас могут задействовать в качестве “подсобных рабочих” в других номерах. А там и барабан может пригодиться. Другими словами, каждый становится частью общего большого процесса и работает весь день часов до восьми-девяти вечера. Домой приходим никакущие с одним желанием: спать! В гимнастике у нас порой тоже по две тренировки в день было, но чтобы так уставать, я не припомню. Опаздывать, кстати, на тренировки нельзя. Штраф не дадут, но галочку себе мысленно поставят: “опоздала”. Если таких галочек накопится много, могут последовать санкции.

— Вот объясни: здесь ты уставала и в итоге бросила занятия, а там, чуть доползая до кровати, выступаешь с удовольствием...

— Да, в Цирке дю Солей я работаю, считай, целый день, но в этой работе постоянно есть какое-то разнообразие: новые задания, упражнения. Нет такого, что все встали и начали механически повторять какой-то элемент, пока не упадешь. К тому же тренеры очень толковые и интересные: ты чувствуешь, что с каждым днем становишься лучше.

— В свое время в Цирк дю Солей стремились попасть многие гимнасты из бывшего СССР. Вроде даже Дмитрий Касперович ездил. Сейчас там много “наших”?


— Россиян много, а вот белорусов не видела. Касперович, слышала, приезжал на репетиции, но вроде с ним не договорились по условиям. Хотя, как там было на самом деле, сказать сложно. Тема с зарплатами вообще не обсуждается: зарплату с каждым спортсменом или руководителем номера обсуждают индивидуально в зависимости от уровня и редко кто распространяется о своих доходах. Хотя в нашем номере все делится поровну.

— Из сборной Беларуси “твоего времени” кто-то еще остался в гимнастике или где-то рядом?

— Насколько я знаю, только Оля Маховцова в каком-то цирке выступает. А остальные закончили и устроились работать где-то не в спорте. Почему? Сложно сказать. Не из-за уровня — точно. Я не могу сказать, что я какая-то феноменальная гимнастка, потому что выступаю в Цирке дю Солей. Туда берут не лучших, а подходящих для конкретной программы. И жесткий отбор лишь потому, что слишком много желающих попасть в команду. Да, если ты — олимпийский чемпион или призер, шансов у тебя больше, но я видела и много самоучек, которые просто придумали необычный номер. Так что по уровню подготовки из нашей сборной в Цирке дю Солей мог бы выступать каждый. Вопрос в идее и оригинальности исполнения, макияжа или костюма. А дальше отсылаешь видео и ждешь вердикта — здесь уж ни я, ни кто-то другой помочь не сможет.

— У тебя нет ощущения недосказанности в спорте? Ведь и на Олимпиаду можно было бы попасть, и на чемпионатах мира выступать, а сейчас какие перспективы?


— Я, если честно, особо не слежу за событиями в гимнастике. Да, я 13 лет отдала этому виду спорта, но теперь максимум в Витебске в свой зал могу ненадолго зайти. А в цирке, даже без перспективы попадания на Игры, я с удовольствием иду на каждую тренировку. Вот и вся разница. В конце концов, само попадание в Цирк дю Солей и работа в этой команде — это тоже своего рода Олимпиада. Так свою мечту я все-таки осуществила.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter