За 30 секунд до бессмертия. Как полвека назад советские летчики спасли Берлин

Не думай о секундах свысока

Пятьдесят лет назад два советских летчика спасли тысячи людей
В 1967 году на советском телевидении и радио впервые прозвучала лиричная и очень душевная песня “Огромное небо” в исполнении восходящей звезды отечественной эстрады Эдиты Пьехи. Через год она завоевала сразу три престижные награды на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. Но далеко не все слушатели знали, что в основу сюжета этой запоминающейся музыкальной баллады легли реальные события. В 1966 году советские военные летчики ценой своих жизней предотвратили падение на Западный Берлин потерявшего управление истребителя. О происшедшем с восторгом писали все западные СМИ. Почему же тогдашнее советское руководство предпочло не афишировать подвиг своих пилотов, а отважные летчики даже не получили Золотых Звезд Героя?


Обелиск летчикам в авиамузее Эберсвальде-Финов

Пасмурным апрельским утром капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, проходившие службу в Группе советских войск в Германии, получили приказ: перегнать новый самолет Як-28П из Финова в Кетен. Между двумя аэродромами — полчаса лету. Для пилотов первого класса плевое дело. Препятствием для вылета даже не стали густые темные тучи, затянувшие небо над аэродромом. Стрелой пробив облачность, мощный истребитель-перехватчик взял заданный курс. Первые двадцать минут полет проходил в штатном режиме. И вдруг на высоте 4000 метров самолет резко начал терять скорость — внезапно отказали оба двигателя. То, что произошло в следующие секунды, сохранили записи диспетчерской службы и черного ящика. Самолет, с виду похожий на ракету, неудержимо тянуло вниз. Под крылом сплошная облачность. Капитан Капустин попытался спланировать кругами. То резко бросая вниз, то поднимая машину, летчик хотел запустить двигатели, но все безуспешно. Выход оставался один: бросить падающий Як-28 и катапультироваться. Возможно, так бы оно и случилось. Однако внизу сквозь поредевшие облака показался Западный Берлин. Огромный город во всем его великолепии, со старинными замками и современными высотками проплывал мимо. Если самолет с тонной горючего рухнет вниз, разнесет целый квартал.

Вдали маячила какая-то роща. Капустин решил как можно дальше отвести истребитель от города и попытаться посадить его на деревья.

— Юра, прыгай! — приказал он штурману.

Однако тот понимал, что его прыжок нарушит аэродинамику самолета, а это еще больше усугубит и без того сложную ситуацию.

— Командир, я остаюсь, — невозмутимо ответил Янов.

Им обоим было всего по 34 года. Дома их ждали жены и дети.

То, что не могли видеть сослуживцы Бориса Капустина и Юрия Янова, наблюдали многие жители Берлина. На их глазах из плотного облачного покрова совершенно беззвучно “вывалился” самолет, силуэт которого не походил ни на одну западную модель. Люди с недоумением смотрели на большую серебристую “птицу”, теряющую силы.

— Я работал на 25-этажном здании и увидел падающий самолет, — вспоминает немецкий строитель Вилли Шрадер. — Машина несколько раз немного поднималась и снова падала. Было заметно, что летчик изо всех сил пытался ее выровнять, но у него ничего не получалось.

Увиденная экипажем вдали зеленая полоска насаждений оказалась вовсе не рощей, а кладбищем. На нем было очень многолюдно. В тот день немцы как раз отмечали Пасху, и сотни берлинцев пришли на могилы к своим близким. У летчиков оставались уже не секунды — мгновения! Невероятными усилиями Капустин рванул на себя штурвал. Этого едва хватило, чтобы Як-28 перелетел через кладбище, миновал загруженное автомобилями шоссе и камнем рухнул в озеро Штессензее. Остаточная скорость падения оказалась такой, что истребитель на два метра ушел в толстый слой ила. Впоследствии государственная комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал отказ обоих двигателей из-за помпажа, вызванного обрывом роторной лопатки компрессора.

Похороны героев проходили пышно. В благодарность за спасение Берлина и его жителей каждый город ГДР прислал свою делегацию. Великобритания отрядила на церемонию королевский оркестр. Людей, желающих отдать последние почести советским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна немецких граждан с венками и цветами двигалась непрерывно. Бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт произнес проникновенную речь. А власти ГДР предложили похоронить погибших в мемориальном Трептов-парке и выделить их семьям пожизненную пенсию. Однако в Москве решили иначе: Капустина и Янова хоронить на родине, представив обоих посмертно к ордену Красного Знамени. Сообщение об этом удивило многих. Не слишком ли мала награда за такой подвиг?


Обломки Як-28 из озера поднимали натовские военные

У советского руководства были свои аргументы на этот счет. Дело в том, что озеро, куда упал самолет, находилось в английском секторе Западного Берлина. Представителям советских вооруженных сил дорога туда была закрыта. Это было сродни еще одной катастрофе. Ведь в руках потенциальных противников оказался новейший военный самолет. Як-28 не поставлялся на экспорт, а значит, другого шанса захватить его у западных разведок не было. Упускать свое они не собирались.

Уже через четверть часа на месте катастрофы оказался руководитель английской военной миссии бригадный генерал Дэвид Вильсон, лично возглавивший проведение секретной операции. В Москве четко осознавали, какое сокровище попало в руки англичан. Журналисты писали, что группа советских военнослужащих даже пыталась пробиться к озеру, и дело едва не закончилось перестрелкой.

Ценностью советского истребителя был уникальный по тем временам бортовой локатор. Он позволял осуществлять сканирование не только прямо по курсу, но и в передних полусферах, распознавая объект по принципу “свой-чужой”. Такой возможности не имел ни один натовский самолет. Изучение новейшей разработки позволило англичанам модифицировать свои военные самолеты с тем, чтобы обманывать советские РЛС. Таким образом, был восстановлен баланс сил в холодной войне.

Если все было так, то неудивительно, что в Москве решили отметить подвиг своих летчиков довольно скромно. Этим же, возможно, объясняется и тот факт, что Як-28П так и не приняли официально на вооружение.

ДОРОГА УВОДИТ В НЕБО

В истории Беларуси также были случаи, когда военные летчики, рискуя и жертвуя жизнью, спасали людей.

23 мая 1996 года. Подполковник 61-й истребительной авиабазы Владимир Карват на Су-27 выполнял учебно-тренировочный полет. На высоте 600 метров у него отказала система управления. Летчик получил приказ покинуть самолет, однако он видел, что по курсу падения находятся жилые постройки, и до последнего пытался отвести машину в сторону. Указом Президента Владимиру Карвату, первому в стране, было присвоено звание Героя Беларуси (посмертно).

30 августа 2009 года. На крупнейшем авиашоу в Польше во время демонстрационного полета потерпел крушение самолет Су-27. Летчики Александр Марфицкий и Александр Журавлевич приняли решение не катапультироваться, а отвести самолет на максимально возможное расстояние от населенного пункта. Самолет упал в 100 метрах от жилых домов.

12 июня 2012 года. В Гродненской области при выполнении плановых полетов в районе авиаполигона разбился военный самолет Су-25. Подполковник Николай Гриднев отказался покидать машину и сумел отвести ее от деревни Новины Новогрудского района.

30 сентября 2014 года. Во время плановых полетов потерял управление самолет Су-25. Майор Георгий Мишаев вывел штурмовик в безопасную зону и на минимальной высоте катапультировался.

Февраль 2015 года. Истребитель МиГ-29 под управлением полковника Владимира Павленко неожиданно потерял управление в воздухе. До аэродрома было еще далеко и можно было катапультироваться. Но внизу находился густонаселенный район, и падение самолета могло привести к человеческим жертвам. В тяжелейших условиях Владимиру Павленко удалось предотвратить катастрофу и посадить самолет на аэродроме.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter