О работе белорусской экономики в условиях санкций и нестандартных решениях по их преодолению

Не дождетесь!

Совсем недавно агентство Bloomberg попыталось «авторитетно» объявить России первый с 1918 года дефолт по суверенным долговым обязательствам. Авторы публикации, впрочем, отметили, что сам факт дефолта в большей степени имеет символическое значение и мало беспокоит россиян. Похожий «прогноз» западные аналитики, по-видимому, будут делать и в отношении Беларуси, особенно после того, как стало известно о совместном решении Правительства и Национального банка № 413/15 о временном порядке исполнения обязательств по еврооблигациям Республики Беларусь в альтернативной форме. Разбираемся, кто на самом деле столкнулся с кризисом, как белорусская экономика справляется с санкционным давлением и какие решения принимаются ради блага простых людей и бизнеса.

Чьих рук дело

Последняя выплата процентного дохода по еврооблигациям Беларуси была в конце февраля. Тогда Минфин перечислил в полном объеме сумму в долларах США в пользу платежного агента — лондонского Ситибанка, который должен зачислить эти деньги в пользу международных клиринговых систем, а те по цепочке — в пользу держателей. Однако, как рассказал журналистам министр финансов Юрий Селиверстов, в Минфин начали поступать многочисленные обращения инвесторов о том, что до них не доходят эти платежи:

— Это инвесторы из Беларуси, России и, может быть, кто-то еще, потому что конечный инвестор нам неизвестен: с ними работают соответствующие платежные агенты — банки и депозитарные системы. На вопрос, почему до инвесторов не доходят деньги, у нас есть официальный ответ от банка, что все перечислено, обращайтесь в депозитарные системы.

Правда, в самих системах отказываются вести диалог с белорусской стороной. Министерство финансов пыталось выяснить причины недополучения владельцами средств: официальные запросы были направлены в международные клиринговые системы, в адрес платежного агента. Но запросы, по сути, остались без ответа.
Белорусской стороне никто так и не объяснил, почему кто-то получает выплаты, а для кого-то они заморожены. Такое впечатление, что владельцы еврооблигаций просто принесены в жертву санкционной повестке самим Западом.
В свою очередь, Юрий Селиверстов уточняет, какие риски сложились в данной ситуации: значительная часть денег (около 40 процентов) может просто не дойти до дружественных инвесторов и будет заблокирована. Есть и другой вариант, при котором непонятно, где зависнет вся сумма.

Есть ли смысл рассчитываться по еврооблигациям стандартным методом? Ответ очевиден.

Дефолт инфраструктуры

Но вернемся к тому, с чего начали: объявит ли Запад Беларуси дефолт по аналогии с Россией?
— Все должны понимать, что дефолт — это когда страна говорит, что не будет платить. У нас другая ситуация: мы просто не можем платить так, как прописано во всей документации, причем это исходит не от нас, — 
подчеркивает министр финансов и добавляет: — Пытаясь объявить кому-то дефолт, западная инфраструктура должна осознать, что, по сути, сама находится в дефолте.

Западная расчетно-клиринговая система сегодня не может гарантировать держателям еврооблигаций их права на полное и своевременное исполнение обязательств. А Беларусь может, обладая достаточными ресурсами для обеспечения выплат по государственному долгу.

Теперь новый порядок предполагает перечисление Министерством финансов причитающихся по еврооблигациям сумм в белорусских рублях на специально открываемые в Беларусбанке счета. Доступ к перечисляемым суммам, их получению обеспечен для определенного эмиссионной документацией платежного агента — Ситибанка.

Одновременно принятое решение дает право Министерству финансов исполнять обязательства перед владельцами еврооблигаций на альтернативной основе, в том числе посредством замены еврооблигаций на локальные выпуски гособлигаций посредством досрочного выкупа еврооблигаций и иным образом. Порядок проведения данных операций будет в ближайшее время определен Правительством и Национальным банком.

Трансформация

Между тем белорусская экономика продолжает работать в условиях необоснованного и жесточайшего санкционного давления со стороны Запада. Безусловно, определенные последствия есть, их не может не быть: у нас открытая и экспортно ориентированная экономика, а когда вопреки всем нормам международного права блокируются поставки товаров и сырья, рвутся логистические цепочки, — будут и некоторые сбои. Впрочем, «положить на лопатки» белорусскую экономику не получится.

Несмотря на то что ВВП в январе — мае снизился на 3,4 процента, катастрофы в этом нет. Комментируя данную цифру, заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич недавно заявил следующее:
— Экономика замедлилась, но это ожидаемо. Сейчас происходит глубокая трансформация внешнеэкономической деятельности. Необходимо замедлиться, чтобы выполнить маневр по переориентации торговых потоков. По результатам второго полугодия мы ожидаем, что тренд изменится.
Самое важное, на что обращают внимание в Минэкономики: параметры, утвержденные Всебелорусским народным собранием и программой социально-экономического развития на пятилетку, остаются актуальными. Более того, даже прогноз по ВВП на этот год (рост на 2,9 процента) не будет пересматриваться.

Профессор БГУ Михаил Ковалев отмечает, что западные санкции в отношении Беларуси и России и ответные меры затронули всю мировую экономику, вызвав глобальную инфляцию (в первую очередь на продовольствие и энергетическое сырье):

— Безусловно, занесенные извне санкции затронули и всю белорусскую экономику. Наше население также почувствовало это воздействие через скачки инфляции. В то же время жизненный уровень белорусов не изменился в худшую сторону: статистика по розничному товарообороту, общепиту это подтверждает. Да и, к счастью, инфляцию по результатам мая удалось обуздать, а летом она может и вовсе остановиться.

Что касается работы целых отраслей (калийной, нефтеперерабатывающей, деревообрабатывающей), из-за санкций на мировом рынке возник определенный дефицит, и цены на сырье серьезно выросли. По мнению Михаила Ковалева, эти цены сейчас с лихвой покрывают дополнительные затраты белорусских предприятий на обходную логистику.

Напомним, в Правительстве создан оперативно-ситуационный штаб, быстро вырабатывающий решения в условиях экономической войны. Эксперт положительно оценивает его работу:

— Правительство принимает правильные меры: стимулирует экспорт, более широко допускает к экспортным поставкам и импортным закупкам малый бизнес. Сокращение проверок, либерализация условий работы для малого и среднего предпринимательства в эти непростые времена дадут хороший импульс. Цифры подтверждают: во внешней торговле уже сложилось рекордное положительное сальдо — почти 1,3 миллиарда долларов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter