Не допустить снижения доходов населения

Госрегулирование цен в Беларуси сведено к минимуму и связано только с выполнением социальных задачС начала 2007 года, когда резко подорожали энергоресурсы, белорусская экономика начала работать, как говорят в таких случаях, в новых экономических условиях. То есть гораздо более сложных, чем прежние. Однако практически все самые важные прогнозные экономические показатели, принятые еще осенью 2006 года, выполняются. Правда, для обывателя главный показатель – это цены: плохо, когда они растут, хорошо – когда падают или хотя бы остаются на прежнем уровне. О том, как складывается ценовая ситуация в 2007 году и как сегодня белорусское правительство строит политику в вопросах ценообразования, рассказывает заместитель министра экономики Белоруссии Владимир АДАШКЕВИЧ.

– Владимир Константинович, из всех прогнозных показателей самым волнительным для большинства людей наверняка является рост реальных денежных доходов... Что говорят цифры на этот счет?
– По итогам шести месяцев, реальные денежные доходы населения выросли на 17,1 процента, тогда как прогнозировался данный показатель в пределах 7,5–8,5 процента за год. При этом рост номинальной зарплаты за полгода составил около 18 процентов, реальной (с учетом инфляции) – 10,1 процента. Эти показатели тоже превышают прогноз.
На объем доходов населения больше всего влияет именно инфляция. В прошлом году она была 6,6 процента при прогнозе 7–9 процентов. За 7 месяцев года нынешнего рост цен составил 4,1 процента, что меньше, чем, например, в России, где за этот же период индекс цен вырос на 6,6 процента, на Украине – на 5,6.
– С учетом резкого роста стоимости энергоресурсов инфляция в 4,1 процента кажется просто мизерной. Сделать такое, полагаю, было очень непросто?
– А кто сказал, что будет легко? Наша главная задача была и остается именно в том, чтобы не допустить снижения доходов населения. Поэтому основная нагрузка от подорожания энергоресурсов легла на реальный сектор экономики. Если для населения газ подорожал на двадцать процентов, то предприятия платят на 89,5 процента больше, чем в прошлом году. Электроэнергия подорожала для них на 20 процентов, тепловая энергия – на 12.
Возьмем, например, сельское хозяйство. В то время как стоимость бензина на АЗС выросла на 15 процентов, для сельского хозяйства (с учетом отмены действующих ранее льготных цен на нефтепродукты) бензин подорожал на 27,2 процента, дизтопливо – на 33,9, газ – на 89,9, электроэнергия – на 45,8, азотные удобрения – на 30,7, фосфорные удобрения – на 7,4 процента.
– И сколько после этого должно стоить то же молоко?
– Я уже не раз говорил о том, что мы должны установить доступные цены для всех слоев населения, прежде всего на хлеб и молочные продукты. Поэтому с 1 сентября подняли закупочные цены на молоко всего только на 5 процентов. Понятно, что этот подъем не может компенсировать сельскому хозяйству подорожание материально-технических ресурсов. Но мы посмотрели на проблему шире – учли, например, благоприятную конъюнктуру цен на внешних рынках (подорожало животное масло, а стоимость сухого молока в текущем году выросла едва ли не в два раза). Это можно также рассматривать как некую компенсацию. То есть резкого ухудшения финансового состояния у производителей молочных продуктов не произойдет. Конечно, такая стратегия ценового регулирования спорная и не всем нравится, но нам она кажется обоснованной.
С ценой на хлеб история похожая. Известно, что нынче валовой сбор зерна в Беларуси выше прошлогоднего, но подорожавшие материально-технические ресурсы «потащили» вверх и себестоимость зерна. Чтобы компенсировать производителям хлеба поднявшиеся закупочные цены на зерно (рожь – на 14,7, пшеница – на 16 процентов), мы увеличим цены на муку в пределах 4,5 процента. Хлеб в итоге, конечно, подорожает, но не на 15 процентов, как зерно, а не более чем на 2,5–3 процента.
– А как регулируются цены на импортные товары?
– Они формируются первыми импортерами (то есть теми, кто ввозит товар в страну и рассчитывается с иностранным производителем или партнером). Все остальные продавцы – лишь посредники.
То есть цена импортных товаров регулируется общими правилами. Лишь в некоторых случаях мы вынуждены прибегать и к административным рычагам. Например, так в свое время произошло с цитрусовыми, которые ввозились в страну несколькими крупными поставщиками. В результате они, договорившись между собой, начали делать накрутки на цену, как говорится, «с потолка». Пришлось вмешаться в ситуацию.
В целом же хочу сказать, что регулирование цены государством сведено к минимуму и напрямую связано только с выполнением социальных задач. И ни о каком госрегулировании инфляции тоже речи идти не может. В большинстве случаев в ценообразовании действуют обычные рыночные механизмы. Чаще всего производитель сам не может поднять цену, потому что сразу проиграет в конкурентной борьбе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter