Источник: Знамя юности
Знамя юности

«В нашей семье главный праздник в году – День учителя»

Не дом, а учительская

Философия молодого педагога в пятом поколении

Алексей Боровик с мамой
В их большой семье главный праздник в году – День учителя. Неудивительно, ведь общий стаж работы всех 12 педагогов превысил 300 лет. А то ли еще будет. Подрастает достойная смена. Знакомьтесь – Алексей Боровик. Пока самый младший из этой семейной династии. В нынешнем году поступил в БГПУ имени М. Танка на специальность «социальная и психолого-педагогическая помощь».

Там, где нужен

Спустя несколько лет называть его будут не иначе как по имени-отчеству, но пока же для всех он просто Леша. В сентябре юноша начнет постигать азы психолого-педагогического мастерства. А после, как сам говорит, отправится работать «туда, где буду нужен»:

– Загадывать пока не стану. Моя специальность позволяет трудиться не только социальным педагогом, педагогом-организатором, завучем по воспитательной работе, но и в сфере психологии. А это то, что интересовало меня с детства. Но понимание того, кем хочу стать, пришло не сразу. Хотя в начальной школе у меня получалось примирять людей. Когда ссорились друзья, мне всегда удавалось найти для них точки соприкосновения. Даже в спорах младших братьев я выступал и выступаю арбитром.

Если сопоставить все факты из биографии Алексея, становится понятно: иного выбора быть не могло. Ведь даже на семейных праздниках речь шла только о школе, учениках, образовании и воспитании. Обсуждались и всевозможные лайфхаки – секреты правильного подхода к детям. Это тебе не домашние посиделки, а чуть ли не курсы повышения квалификации!

Учился всем образовательным фишкам Алексей, понятное дело, не только дома. Пошел в педагогический класс (а куда еще?). Тем самым облегчил себе процесс поступления:

– Выпускникам педклассов нужно предоставить ат­тестат, портфолио (этакую презентацию своего педагогического опыта и увлечений) и пройти собеседование. В общем, ничего сложного для меня.

Семейные ценности

Точка отсчета династии учителей затерялась где-то в XIX веке. Именно тогда в церковно-приходскую школу на территории современного Молодечненского района пришел работать прапрадед Алексея. Кстати, тезка – Алексей Горбачевский. Он даже получил звание народного учителя. Продолжила его дело двоюродная прабабушка Леши Любовь Миронова, которая в свое время была инспектором молодечненского районо. А уже в третьем поколении имелось аж пять представителей профессии.


В том числе и бабушка Любовь Ивановна Горбачевская. Ее Леша называет своим кумиром и главной поддержкой.

– Она очень любит детей, может найти подход буквально к каждому ребенку. Именно к ней выпускники приводили детей и даже внуков. И сейчас, спустя 30 лет после выхода на пенсию, ученики приходят в гости. Представьте, она была учителем начальной школы, а ее до сих пор помнят и любят. И это для нее важнее любых наград и званий.

А их много. Учитель высшей категории, заслуженный учитель, обладательница наград районного и областного масштаба и даже медали «За трудовые заслуги»… Впрочем, такой послужной список в этой педагогической династии едва ли не у каждого. О своей семье юноша готов говорить часами. Слушаем, например, истории про двоюродную бабушку Зинаиду Савицкую, посвятившую жизнь воспитанию детей в доме-интернате. Или про еще одну родственницу – Татьяну Миронову, чей стаж работы составляет 44 года. Или про двоюродную тетю Татьяну Вильбик. Лешина мама Наталья добавляет, что ее сестра – учитель от Бога:

– Такими педагогами не становятся, а рождаются. Она чувствует детей, умеет находить с ними общий язык.


Осознанный шаг

Сама Наталья, кстати, преподавала химию и биологию. Сначала в Молодечненском районе, затем в минской 33-й гимназии. Учителем физкультуры работал и отец Алексея. Да и в своем – пятом – поколении наш герой не единственный педагог. Например, двоюродный брат Александр Апанасенок учился в спортивной школе, окончил университет в Гомеле, являлся членом олимпийской команды по боксу, в 2004 году ездил на Олимпиаду в Афины. Сейчас Александр – трене­р.


– Но мое поступление в БГПУ – это скорее не закономерность, а предрасположенность, – обращает внимание Алексей. – Я рассматривал разные виды деятельности и специальности, активно искал, даже думал пойти в медицинский, но психология увлекла. В этом я могу себя реализовать, даже если изначально это будет малоприбыльно. Есть много примеров успешных педагогов, которые меня поддерживают.

Мама Наталья добавляет:

– Сын настоял на своем решении, и мы не стали его отговаривать. Я поняла, что ему это интересно, тем более он аргументировал свой выбор. Понимает, чем предстоит заниматься. Это был осознанный шаг. Поэтому мы только за. Знаю, что такое самостоятельно выбирать ту профессию, которая тебе нравится, приносит удовольствие. Папа тоже поддержал, сказал: главное, чтобы сыну было хорошо. А бабушка в восторге.

Что важнее, задаю будущему педагогу вопрос: образование или воспитание?

– Одно без другого не может существовать. Есть даже такое высказывание: образованные, но невоспитанные люди опасны для общества. Я с этим более чем согласен. А необразованные, но воспитанные сейчас, по сути, никому не нужны. Образование – это дорога в жизнь. Но и вести себя нужно уметь. Как в группе, так и в обществе. Эти два фактора неразрывно связаны. Главное же в профессии педагога – не только дать подрастающему поколению различные знания, но и заложить фун­дамент личности, которая в дальнейшем сможет себя реали­зовать.

demeshko@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter