110 тысяч первоклашек сядут за парты в Беларуси

Не дипломом единым

Уже через неделю прозвенят первые звонки и около миллиона ребят сядут за школьные парты
Уже через неделю прозвенят первые звонки и около миллиона ребят сядут за школьные парты. В том числе впервые — более 110 тысяч первоклашек. Всех их ждут почти три тысячи школ, гимназий и общеобразовательных лицеев страны. Кстати, школ-новостроек в этом году, рассказали в Министерстве образования, будет всего две —  в Бресте и в поселке Нарочь Минской области. 

Но все остальные распахнут свои двери после ремонтов, реконструкций или просто плановой подготовки к учебному году. В Минске, например, капремонт прошел боле чем в десяти из имеющихся 248 учреждений общего среднего образования. В остальных провели косметические и текущие.

Фото Павла ЧУЙКО

Любовь не сыграешь. В том числе когда речь идет о работе. Когда ты говоришь о ней, у тебя либо горят глаза, либо нет. И третьего тут не дано. Фальшь, особенно дети, чувствуют сразу. А вот учителю начальных классов СШ № 125 Минска Николаю Шавловскому  (на снимке) они доверяют. И горести, и радости, и страхи, и волнения, и переживания. Сам педагог говорит, что заслужить доверие ребенка и, конечно же, родителя — дорогого стоит. И у него это получается. Хотя, невзирая на огромный педагогический опыт, каждый новый урок, каждое 1 сентября для него — и радость, и волнение. «Ничего с собой не могу поделать, каждый раз волнуюсь, — признается он. — Хотя и причин для этого вроде бы нет».

Мужчина — педагог начальных классов и сейчас, и несколько десятков лет назад — редкость. Но уже через пять минут общения понимаешь: этот человек занят любимым делом. Подтверждают это ученики и их родители, называя его самым лучшим и учителем с большой буквы. Многие ребята с ностальгией вспоминают младшую школу и говорят: «Николай Григорьевич не только учит школьным предметам, но и закладывает в нас основу добросовестного человека!» Ни больше ни меньше. 

Впрочем, и самому Николаю Григорьевичу, который родом из деревни Деревище Калинковичского района Гомельской области, когда-то с педагогом повезло. «В моей памяти она осталась как самая добрая, самая светлая, в то же время строгая и справедливая», — говорит он о своей первой учительнице Юлии Шабловской. Благодаря ей в детстве Николая появилась игра под названием «школа», где он, конечно, был педагогом, во многом подражая манерам и интонациям Юлии Алексеевны, а его четыре брата или друзья — учениками. Уже в то время он твердо решил: буду учителем. И никогда своего решения не менял. И для него слова «Учитель — это не диплом, а призвание» совсем не пустой звук.

А потому после армии молодой человек поступил на подготовительные курсы в Мозырский педагогический институт им. Н.К. Крупской, а затем на факультет педагогики и методики начального обучения. Николай Шавловский с теплотой вспоминает обо всех коллективах, где ему приходилось работать и которые его поддерживали. Это первая его школа в Кировске Могилевской области и первый директор Елизавета Храмович, гимназия № 27 Минска и Владимир Власов, нынешний директор Елена Дорошевич. Творческую лабораторию Николая Григорьевича оценили не только его воспитанники, но и коллеги. В течение первых десяти лет работы увлеченный своим делом педагог был удостоен звания «Учитель-методист», стал обладателем сертификата «Учитель года».

Педагогу, говорит Николай Шавловский, очень важно чувствовать себя нужным детям. Это чувство его самого никогда не покидает. И когда он видит вопросы в глазах нынешних своих воспитанников и благодарность в глазах тех, кто у него когда-то учился. И это неудивительно, ведь, начиная с Кировска, Николай Григорьевич никогда не ограничивался только уроками. Организовывал театральные постановки, с которыми он с ребятами посещали детские сады. Нравилось начинание и родителям. И они были его первыми помощниками во всех идеях.

Впрочем, отношения с родителями своих учеников педагог успешно выстраивает и сейчас. Да, говорит он, времена изменились, но у него проблем нет. «Я не ощущаю какого-то снисходительного отношения к себе или того, что я кому-то что-то должен. Родители меня всегда поддерживают во всех начинаниях, — говорит он. — Вот иду на днях из школы, родители подходят и уже спрашивают о будущих мероприятиях. У меня 1 сентября не просто родительское собрание, а собрание с ребятами. Накануне мы репетируем мероприятия «Здравствуй, школа!» и «Здравствуй, мой класс!». Я сейчас работаю сразу в двух классах — во втором и четвертом».  

Это и легко, поскольку педагог любит свою работу, и сложно — ведь нужно помнить всех: почти 60 учеников, их родителей, бабушек и дедушек. Знать не только имена, но и то, о чем с каждым нужно поговорить, кого поддержать, настроить. Нужно каждому уделить внимание, не забыть улыбнуться. И ребята отвечают ему тем же. Он всегда в курсе всех их домашних событий — ребята прибегают на переменках, обнимают и делятся самым сокровенным.

Процесс творчества у Николая Шавловского тоже непрерывный. Ведь нужно удивить, заинтересовать, зажечь глаза, которые на него смотрят. Он может идти зимней дорогой в школу и, увидев, скажем, снегирей, в уме переписать условие задачки по математике. Ведь младшим школьникам не так-то просто объяснить, зачем их учат считать. Им должно быть просто интересно. Педагог радуется успехам каждого ребенка, который справился с трудной задачей, как за себя самого. Пытается помочь тем, кто в этой помощи нуждается. Ведь все ребята, которые приходят в школу, — разные, из разных семей. И в некоторых приходится вкладывать вдвое, а то и втрое больше любви и терпения, чтобы заинтересовать учебой. «Моя профессия давно перестала быть работой, — признается он. — Это, скорее, хобби. На каникулах иногда прихожу в класс и продумываю планировку, где что нужно переставить, как обустроить живой уголок, чтобы занятия проходили интересно».

Вообще работать с младшими ребятами — дело непростое. Ведь именно первый учитель закладывает любовь к школе и обучению в целом. В жизни Николая Шавловского еще в бытность работы в Кировске был момент, когда он задумался о том, чтобы сменить профиль и работать со старшими. Но очень скоро понял, что ничего из этой затеи не выйдет. «Когда были каникулы и лето, — вспоминает он, — я понял, что скучаю по моей работе, по детям. И что я без них не смогу». Именно этот аргумент перевесил, когда педагога звали на административные должности, например директора школы, начальника управления образования. Поработав несколько лет завучем, он все же ушел — решил, что у него на все сто процентов совместить административную работу с преподаванием не получается. А работать наполовину он не умеет.

Каково сегодня отношение к мужчине — педагогу начальных классов? Хотят ли родители отдать свое чадо к «усатому няню» или все же предпочитают нежные женские руки? Николай Шавловский убежден: выбирают не пол, а специалиста. Главное — то, как он себя зарекомендовал. Хотя, конечно, мужчина в школе нужен. «Вспомните историю и великих педагогов — Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, — на минуту задумывается он. — Мужская составляющая воспитания тоже необходима. Что греха таить, у нас сегодня много неполных семей, где воспитывает детей только мама. Они очень стремятся отдать детей к мужчине-педагогу. Чем отличается мужчина? Он более точный, гибкий, может быть, строгий. Он дополняет женщину-преподавателя, которая обладает другим набором не менее важных качеств». 

Как привлечь мужчину в школу? На этот вопрос Николай Шавловский отвечает так: повысить престиж профессии, поскольку для мужчины общественная оценка его труда очень важна, плюс достойная заработная плата. Ведь если мужчина, который испокон веку добытчик в семье, не будет вынужден искать дополнительных финансовых благ, он будет отдавать себя школе.

Самое сложное в работе педагога начальных классов — это прощание. Момент, когда ребята переходят в среднюю школу, — очень волнительный. «Например, в минувшем учебном году практически все мои ребята поступили в гимназию, — в словах Николая Шавловского и гордость, и горечь. — Это просто как оторвать частичку души. Когда они уходят со слезами, ком подступает к горлу». Хотя, конечно, навсегда не уходит никто. Ребята прибегают к любимому педагогу с цветами и на 1 сентября, и на День учителя, и просто так. Рассказывают о своих успехах. Есть, кстати, и те, кто, став взрослыми, тоже связал жизнь с профессией учителя. Например, Юлия Салаткина, которая, еще будучи маленькой девочкой, уверенно заявляла: буду учителем, как Николай Григорьевич. «Когда читаю на сайте отзывы моих бывших воспитанников, — делится Николай Шавловский, — которые вспоминают какие-то случаи из школьной жизни, говорят слова благодарности, это очень подстегивает, помогает трудиться. Хочется делать мое дело, чтобы по-прежнему быть важным и нужным для моих учеников».

Вера АРТЕАГА

veraart14@mail.ru

Ранец с доставкой на дом


В Витебском районе 350 семьям помогут собрать детишек в школу

В социально-педагогическом центре районного отдела образования, спорта и туризма кипит работа. Такое впечатление, что я попала на ярмарку-распродажу. Дневники, краски, пеналы, тетради, обложки, альбомы для рисования, ручки, карандаши, циркули — на столах полно всякой всячины, которая так необходима школьникам, большим и маленьким. Их раскладывают по специальным красочным пакетам. Заместитель начальника отдела Жанна Черкунова поясняет:

Педагоги Октябрьской средней школы
собирают подарочные наборы для ребят из малообеспеченных семей.

— Подарочные наборы со всеми необходимыми школьно-письменными принадлежностями формируем в зависимости от возраста ребят. Эту закупку профинансировали энтузиасты «Белой Руси», а вообще уже с середины июля у нас в районе по инициативе этой общественной организации проходит акция «Снова в школу!». Участие в ней уже приняли сотни жителей региона. Они помогают многодетным, малообеспеченным, неполным семьям, а также семьям, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Чем помогают? Кто-то закупает школьные товары, а кто-то делится одеждой, обувью, другими нужными для школьников вещами. В итоге ни один нуждающийся ребенок у нас без внимания не останется. Вот сегодня везем подарки в многодетную семью из поселка Октябрьский.

Присоединиться к небольшой делегации дарителей разрешили и мне. Вместе с педагогом-психологом центра Ганой Муравской и социальным педагогом Юлией Оноприенко едем сначала в местное учреждение образования. Директор Октябрьской средней школы Ольга Красакова отмечает: помощь ребятам в школьных сборах — один из важнейших вопросов предсентябрьской повестки дня. В поселковой школе учится около 30 нуждающихся детишек. К сожалению, крепкого базового сельхозпредприятия, которое могло бы взять на себя шефскую помощь, здесь нет — у местного ОАО «Липовцы», к которому территориально относится учебное заведение, есть еще одна школа. И там нуждающихся намного больше. Для октябрьцев же хорошим помощником себя зарекомендовало Витебское лесничество, но его поддержка используется исключительно для благоустройства и озеленения школы — с этой задачей без специалистов справиться сложнее. А вот для сборов в школу местные педагоги в полную силу задействовали другие ресурсы.

— Школе активно помогает председатель родительского комитета Марина Данилова, она координирует действия волонтеров. У нас тоже немаленький коллектив, около 90 процентов педагогов являются членами РОО «Белая Русь». Так что все ребята сядут за парты во всеоружии, — уверена Ольга Леонидовна. — Тем более что районная благотворительная акция продлится до 5 сентября.


Итак, вместе со школьным социальным педагогом Ольгой Анкудиновой мы едем в семью Любови Калиненко. Мать одна воспитывает троих детей, и хотя старший сын уже учится в колледже, проблем хватает. Дело в том, что сама Любовь Александровна не имеет возможности работать — у нее на руках младший сынишка-колясочник. Олег перешел в пятый класс, учителя занимаются с ним на дому. А вот шустрая Иришка пойдет нынче в четвертый класс. Дети явно рады нашему визиту, с удовольствием рассматривают подарки и новые учебники Олега, которые мы также привезли.

— Я сама уже как-то начала к школе детей собирать, все основные вещи купила, — рассказывает мама. — Но эта поддержка как раз кстати. Доход у нас небольшой — в целом получается около пятисот рублей. Так что каждая копейка важна.

Эта семья, кстати, состоит на учете как находящаяся в социально опасном положении. Но в последнее время претензий со стороны контролирующих служб к маме нет. Дети ухоженные, Олег увлекается виртуальными играми в ноутбуке. В новой трехкомнатной квартире, которую в качестве социального жилья семье выделило государство, порядок.

— В целом по району у нас насчитывается около 200 ребят, которые находятся в социально опасном положении, — рассказывают специалисты районного отдела образования. Их повседневная жизнь под постоянным контролем, и сегодня ситуация здесь стабильная.

Комментарий в тему:

Леонид Степанов, заместитель начальника управления образования Витебского облисполкома:

В настоящее время в ходе специального рейда «Забота» мы уже обследовали свыше 23 тысяч малообеспеченных и многодетных семей, в которых воспитываются почти 40 тысяч ребят. Во время посещения оценивали материальную обеспеченность и готовность детей к школе. В итоге более 3,6 тысячи семей (около 6,5 тысячи школьников) уже получили материальную помощь. Ее общая сумма превысила 250 тысяч рублей. Средства на эти цели изыскивались из самых разных источников.

Елена БЕГУНОВА

a_veresk@mail.ru

Фото автора

Молодость школе не помеха


В последние дни августа, ровно год назад, когда мы пришли сюда в гости, минская школа № 56 только готовилась к первому в своей истории учебному году. Но уже тогда здесь витало много идей и задумок. И благодаря активности коллектива школы практически все они стали реальностью. Как признается директор Юрий Круглик (на снимке), трехлетние планы удалось реализовать за год. Впрочем, это совсем не означает, что сейчас здесь бездействуют – последние штрихи, приготовления к новому учебному году и – планы на будущее. У нового учебного заведения и коллектив молодой – средний возраст 34 года, так что сил и энергии не занимать. Когда 30 марта прошлого года школа только открылась, в ней было 960 учеников. В этом году за парты сядут 2371 человек (одних первых классов 17). Невероятно, но за это короткое время школа полюбилась ребятам и их родителям.

В приемной директора встречаем маму с сыном, которые консультируются по поводу подачи документов. Оксана Лапцевич признается — переводят сына Алексея из гимназии. Говоря о причинах такого решения, улыбается: «Не то чтобы очень близко – от нас в двух остановках. Но много хорошего слышали о школе и о ее директоре. Думаем, школу ждет хорошее развитие. Поэтому и пришли сюда». 

Конечно, средних учебных заведений в молодом районе Минска не так уж и много, но они есть. Но что заставляет отдавать предпочтение школе № 56? Коллектив, хорошая спортивная база, культурная составляющая или, быть может, все вместе? Поразмышлять, собственно, есть о чем. Ведь буквально вчера открытая школа успела стать не просто центром знаний, а самым настоящим социокультурным центром района. Здесь работает ряд филиалов — музыкальной, художественной школ, различных кружков и спортивных секций. Пальцев не хватает, когда начинаешь перечислять. В итоге у ребят есть возможность, не выходя за стены школы, развиваться как физически, так и духовно. И не ездить для этого в другой конец города.

«Почему нам выгодно такое сотрудничество? – вопросительно смотрит Юрий Круглик. — Да потому что передо мной и моими коллегами стоит важная задача организовать досуг детей. И сделать его максимально безопасным. Это возможно, только если ребенок будет здесь, в школе, под присмотром педагогов. Это удобно и родителям — мы же партнеры. Хотя, конечно, такая загрузка для школы – дело хлопотное. Двери не закрываются. Но, собственно, школа для этого и строилась».

Все филиалы имеют свои оборудованные помещения, которые им предоставляются на безвозмездной основе. Более того, например, филиал детской музыкальной школы искусств № 20, где занимаются более 120 детей, располагает не только репетиционными, но и музыкальным залом, где проводятся самые настоящие музыкальные вечера. Когда-то у Юрия Круглика была мечта — раздобыть самый настоящий рояль. И теперь он у школы есть. Помогло руководство района, города. Безвозмездно рояль передали сюда из Белорусской государственной академии музыки. В предназначенном для вечеров зале всего 20 мест, но в дни концертов в коридоре яблоку негде упасть. Даже директору специального места не дают, шутит Юрий Круглик, так что выступление дочери, занимающейся музыкой, приходится смотреть из коридора.

Здешняя галерея ничуть не уступает профессиональной.

Не так давно в школе произошло значительное событие, о котором рассказывали многие СМИ, – открылась самая настоящая художественная галерея, обустройство которой ничем не уступает профессиональным залам. «Так совпало, что нынешний – Год культуры и в этом году наш Фрунзенский район отметил свое 65-летие, — улыбается Юрий Круглик. – Так что открытие галереи было как нельзя кстати». Зачем школе галерея? Причины ее создания были те же: сегодня в микрорайоне Каменная Горка альтернативы галерее нет. Люди этой возможности в шаговой доступности лишены. Вот школа и приблизила к ним культурные ценности. Здесь не ждали толпы народу, как в музее, но понимали: свой зритель обязательно будет. 

А еще выставки известных художников, первым из которых был Петр Шарипо, адресовались своим школьникам, которые посещают филиал детской художественной школы искусств № 3, да и вообще всем желающим. «Должны же наши ребята-художники понимать, к чему стремятся!» — убежден Юрий Круглик. Кстати, сотрудничество с Союзом художников оказалось настолько успешным, что следующим этапом их дружбы станут мастер-классы для школьников, которые запланированы на сентябрь. «Что греха таить, — рассуждает директор, — дети, взрослые, они не всегда могут выбраться в музей, галерею, филармонию. Мы им такую возможность предоставляем».



Еще одна культурная составляющая – школьная библиотека, которая здесь также позиционируется как публичная. «Ведь для создания библиотеки государству нужно отдельное помещение, книжные фонды и так далее. А у нас все есть, — ведет нас в храм книги Юрий Круглик. — У нас большое книгохранилище плюс многие организации, с которыми мы сотрудничаем, передают нам литературу. Одна заводская библиотека, например, при закрытии передала нам 15 тысяч томов художественной литературы! Библиотека востребована, и не только у учеников. Записаны еще 50 человек. Интересная тенденция: многие из них – мамы, которые находятся в отпуске по уходу за детьми». 

Сам Юрий Круглик – коллекционер, а потому к книгам относится особенно трепетно. «Когда берешь бумажную, а не электронную книгу в руки, чувствуешь особую энергетику», — поясняет директор. Главная его коллекция как педагога — учебники по математике разных лет. Почему? Он убежден: хороший учитель не готовится по одной книге. «Люблю на уроках, давая одно определение, взять его из разных учебников современных авторов, — приоткрывает профессиональные секреты. — А потом говорю: ребята, а давайте посмотрим, как это формулировали сто лет назад. Детям интересно».

Но только спорта или только культуры для развития гармоничной личности недостаточно, убеждены в школе. Важно их сочетание. «Район здесь колючий, — говорит Юрий Круглик. —  Много ребят из неблагополучных семей, которые, если их отдать только в спорт, станут жестокими. Сочетание спорта и искусства, я убежден, растопит их души. Кто-то спросил меня: мол, картины в галерее висят дорогие — не боитесь? Мне подумалось: ни у кого из ребят рука не поднимется навредить. Так и вышло». 


Впрочем, спорт здесь уважают. И это неудивительно, ведь школа располагает завидной спортивной базой – здесь есть бассейн, тренажерный, гимнастический и залы для игровых видов спорта, хореографии. На улице — спортивные площадки для игры в футбол, баскетбол и волейбол, современное прорезиненное покрытие. Здесь работают филиалы детско-юношеских школ олимпийского резерва, есть возможность заниматься художественной гимнастикой. Хотя, наверное, одно из самых популярных мест – бассейн, куда согласно расписанию приезжают и ребята из других школ. Выделено специальное время для ребят из интегрированных классов, которые имеют трудности в обучении, инвалидов-колясочников. Их в школе № 56 около 15 человек. Тем не менее по просьбе родителей специально для них оборудованы душевая и бассейн. «Я очень волновался, как ребят воспримут их сверстники, — делится переживаниями руководитель, — боялся, что они могут быть отвергнуты. Конечно, это младшая школа, но все же. Опасения оказались напрасными. Ребята прекрасно общаются и даже устанавливают кураторство — кто рядом сидит, кто в столовую повезет. Словом, все получилось». 

Кстати, в свободное время бассейн платно могут посещать все жители района. Учитывая популярность услуги, время его работы снова продлено на час – уже до 22:00. Хорошая спортивная база помогает школе получать и приличный доход, чтобы развиваться дальше. Бассейн, тренажерный зал – ежемесячно это около 100—120 миллионов рублей в месяц, рассказывает директор. «Мы не рассчитываем на государственную помощь, понимая, что государство все, что могло, для нас уже сделало, — говорит Юрий Круглик. — Дальше все – в наших руках, заработать и развиваться. Изначально, пока проходило становление школы, мы рассчитывали на дополнительный доход только от спортивной базы. Но теперь здесь мы все знаем, здесь все наработано. Пришло время подумать об оказании платных образовательных услуг». 


Пальцев не хватает, когда начинаешь перечислять работающие в школе кружки и филиалы.


Но, конечно, все филиалы и кружки – бонусы к основному обучению, которое тоже строится в молодой школе интересно, творчески, хотя и непросто. «Ребята к нам приходят из разных школ, следовательно, уровень знаний очень разный. Нет сильных и слабых классов. В этом смысле сложновато – нужно искать способы заинтересовать детей, — рассказывает заместитель директора по учебной работе и преподаватель английского языка Татьяна Субоч. — У нас уже почти готов лингафонный кабинет, где мы устанавливаем программу. Плюс мы со школьниками организовали группу на сайте ВКонтакте, где они обсуждают проблемы, которые возникают при выполнении домашних заданий. Списать им негде, потому что я стараюсь давать задания не из учебника. Кроме того, этим летом много детей было за границей, где иногда у них возникали сложности с языком. Они присылали сообщения с просьбами о помощи. Помогала и я, и одноклассники. Словом, отдаем преимущество живому общению». В целом общение без преград между педагогом и учеником здесь считают основополагающим. «Учитель в первую очередь должен быть другом для детей, — убеждена Татьяна Субоч. — Они не должны испытывать страх, должны ходить на уроки с удовольствием». 

В школе много идей, задумок, планов. Например, совершенствовать галерею, которая нуждается в системе кондиционирования, сигнализации. Зал около галереи, возможно, совсем скоро превратится в уголок отдыха с диваном и домашним кинотеатром, чтобы дети могли смотреть лекции по искусству. На соседних площадях планируют развернуть музей героев Минского подполья. Убеждена, все это, а может, и больше, станет реальностью. Хотя бы потому, что первые помощники школы – сами школьники. Такие как одиннадцатиклассница Маша Закружная, которая, если ее помощь нужна уже ставшей родной школе, может и каникулы отложить.

Вера ГАНКИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter