Не диктовать, а уметь слушать

Госдепартамент США обнародовал доклад о ситуации в области прав человека в мире в 2005 году. МИД Беларуси в этой связи выступил с комментариями к разделу, посвященному нашей стране.

О демонстрациях и безопасности
По поводу так называемых “свидетельств” о якобы имевших место нарушениях политических прав граждан Беларуси МИД уже неоднократно предоставлял американской стороне развернутую информацию, в том числе в рамках Постоянного совета ОБСЕ. Речь идет о лицах, к которым применены меры наказания за предусмотренные законодательством правонарушения вне зависимости от их политических убеждений. Своими действиями они зачастую ущемляли права других граждан, в том числе на свободу перемещения и отдыха в местах проведения несанкционированных мероприятий.
Белорусское законодательство гарантирует свободу проведения массовых мероприятий, не нарушающих правопорядок и не ущемляющих права и интересы других граждан. При этом предусмотрен разрешительный порядок проведения массовых мероприятий. Одним из примеров реализации права граждан на свободу собраний, митингов и уличных демонстраций является беспрепятственное проведение так называемого конгресса демократических сил Беларуси 1—2 октября 2005 года, в ходе которого был избран единый кандидат от оппозиции на президентские выборы.
Анализируя ситуацию со свободой собраний и манифестаций в США, нельзя не отметить ряд негативных фактов ограничения свободы собраний, получивших широкий критический отклик среди американской общественности. Один из последних примеров — арест полицией в марте 2006 года в округе Сан-Диего, Южная Калифорния 150 школьников за участие в демонстрациях против нового законопроекта, ужесточающего меры в отношении незаконной иммиграции. В Лос-Анджелесе за аналогичные действия были задержаны примерно 100 школьников.
О частной жизни
Утверждения о том, что “представители КГБ проникали в жилища, проводили несанкционированные обыски и читали почту без ордеров”, фактическими данными не подтверждаются.
В США применяется Закон “Патриот” 2001 года и ряд других инициатив президента
Дж. Буша (например, санкционированные им в 2002 году действия Агентства национальной безопасности США по прослушиванию телефонных разговоров американских граждан без санкции судебных органов), которые предоставляют силовым структурам США возможность вмешиваться в частную жизнь американских граждан.
О партиях
Существующая слабость политических партий в Беларуси объясняется, скорее, неспособностью партийного руководства обеспечить им поддержку в обществе. Большое количество действующих в стране неправительственных организаций (НПО), сохраняющаяся динамика их роста (2214 НПО в 2003 году, 2247 — в 2005-м) свидетельствуют об абсурдности тезиса об ограничении их деятельности со стороны властей. Основанием же для ликвидации организации “Белорусская перспектива” в декабре 2005 года послужило неоднократное игнорирование ею предупреждений регистрирующего органа о недопустимости использования жилого помещения в качестве юридического адреса. Введение такой нормы обусловлено необходимостью обеспечения права жильцов на частную жизнь. Более того, имея международный статус, указанное объединение отказалось выполнить требование закона об упорядочении использования слова “белорусский” в своем названии.
Ссылки на сложность и дороговизну процедуры регистрации организаций в Минюсте также относятся к разряду голословных. Набор требуемых для регистрации документов предельно прост (всего 5 позиций), отсутствует необходимость заполнения каких-либо анкет. Целый ряд детских, молодежных и ветеранских общественных объединений вообще освобождены от уплаты регистрационных сборов.
Из анализа американского законодательства, действующего в отношении НПО. Закон штата Нью-Йорк “О некоммерческих корпорациях” обязывает, например, НПО представлять для регистрации специальный сертификат администрации штата и целый ряд дополнительных разрешений со стороны различных государственных органов и должностных лиц. Кроме того, закон предоставляет генеральному прокурору штата широкие полномочия в сфере регулирования деятельности общественных организаций: возможность ликвидации НПО по его иску, отстранение руководителя НПО, ограничение в правах всех ее членов и т.д. Введены жесткие и вместе с тем расплывчатые требования к названиям НПО. При регистрации в налоговых органах учредители НПО заполняют форму, содержащую 240 вопросов, большинство из которых напрямую не относится к финансам. В случае ликвидации НПО суд вправе взыскивать издержки с ее руководителя или сотрудников.
О новобранцах
Не соответствуют действительности утверждения доклада о практике “издевательств над новобранцами в армии”. По официальным данным, общее состояние преступности в Вооруженных силах Беларуси со второй половины 90-х годов имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Так, количество преступлений в расчете на 1000 военнослужащих за последние 10 лет снизилось более чем в 2 раза. В соответствии с законодательством к уголовной ответственности нарушители могут привлекаться даже за оскорбление военнослужащего на словах или вымогательство предметов военного довольствия. С целью профилактики правонарушений в армии Министерство обороны активно взаимодействует с неправительственной организацией — Комитетом солдатских матерей, активисты которой только в 2005 году провели 48 встреч с военнослужащими.
О судьях
С учетом существующего в США порядка назначения президентом всех судей Верховного суда страны неубедительными являются критические ссылки на предоставление Президенту Беларуси права назначать 6 из 12 членов Конституционного суда. Следует отметить, что смешанный порядок формирования органов конституционного контроля существует в целом ряде западных странах, включая Австрию, Канаду и Францию.
Об учебе за границей
В докладе со ссылкой на Декрет Президента Беларуси от 09.03.2005 № 3 безапелляционно утверждается о якобы принятии новых ограничительных мер правительства на поездки за границу белорусских студентов. В этой связи следует пояснить, что Декрет предусматривает контроль со стороны Министерства образования за направлением студентов на учебу за границу, чтобы противодействовать торговле людьми и исключить случаи вывоза граждан Беларуси за границу под видом обучения или трудоустройства. Основой для выдачи вузом студенту разрешения на обучение за рубежом служит приглашение иностранного учебного заведения с разъяснением всех модальностей процесса обучения. Случаев отказа в выдаче указанных разрешений при соблюдении названных условий в 2005 году не зафиксировано. В 2005 году на учебу за рубеж выехало более 3 тысяч белорусских студентов, что соответствует среднему ежегодному показателю.
О диалоге
Белорусская сторона, по заверению МИД, выражает готовность к конструктивному диалогу с США по всему спектру проблематики прав человека и считает, что такой диалог должен основываться на принципах “единого стандарта для всех”, объективности и доверия. Только в этом случае обмен информацией и оценками по состоянию прав человека в США и Беларуси будет представлять ценность и нести конструктивную нагрузку для обеих сторон.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter