Не детского ума вещи

Подстаканник для чая, аудиокассета и телефон с дисковым набором: 60 процентов дошкольников не знают, как пользоваться этими предметами

Пленочные фотоаппараты-«мыльницы», картриджи для компьютерной приставки Dendy, флоппи-диски и видеокассеты. За эти предметы дети 1980—1990-х готовы были отдать все что угодно. А большинству нынешних дошкольников они практически неизвестны. Как, к примеру, и пейджеры, медицинские банки или доски для стирки белья. Корреспондент «Рэспублікі», набив сумку ретропредметами, отправилась в ближайший детский сад, где убедилась в этом лично.

Первые удивления

На пороге минских яслей-сада № 229 нас приветливо встречает воспитатель Людмила Сычева. Говорит, дети уже заждались. Заходим в группу — два десятка пар глаз и вправду распахнуты в удивлении. Ребята с интересом ждут, что же будет дальше. Воспитатель усаживает детей, следует сказать, на это они идут охотно. Правда, чтобы малыши на секунду успокоились, пришлось пойти на маленькую хитрость: им сказали, что будут показывать мульт­фильм.

Десять лет назад каждый дошкольник знал, как выглядит подстаканник. Нынешние дети  теряются в догадках
Фото автора

И вот мы начинаем эксперимент. Несколько ребят хотят уже стать его первыми участниками. Бойко выкрикивают: «Я! Я хочу!» Вызываем самого смелого. Милая девочка с двумя косичками в розовом платье представляется: 

— София, 6 лет. 

И сразу же берется отгадывать предназначение первого предмета — обыкновенной яйцерезки. Такими в прошлые десятилетия на кухнях чуть ли не тоннами нарезались ингредиенты для оливье и «Мимозы».

— Это штука, чтобы резать лук, — авторитетно заявляет девочка. 

Из импровизированного зала ей услужливо подсказывают другие малыши: и яйца тоже! Такой детский задор сохраняется до конца эксперимента: многие предметы детям не знакомы, но не поделиться своими мыслями по поводу их предназначения они просто не могут. 

Вот так и следующая вещь — подстаканник — вызывает бурные обсуждения. Кто-то говорит, что это чашка, просто ее нужно починить, иначе все прольется. София соглашается с таким, по ее мнению, логичным утверждением. Но шестилетняя Таня выдвигает свою версию: 

— Это для свечей, чтобы они там внутри стояли и горели. 

«Просто нужно, чтобы тебе кто-то сам позвонил»

А к нам уже подбегает другой малыш — пятилетний Андрюша. Мальчик с интересом разглядывает очередную задачку — видеокассету. Немного подумав, он выдает: 

— Это — гипнотизер! 

На самом деле с Андреем нельзя не согласиться: на упаковке и вправду нарисован гипношар, над которым размахивает ладонями герой видеофильма.

Многие предметы детям не знакомы, но не поделиться своими мыслями по поводу их предназначения они просто не могут

А вот аудиокассета у детей вызывает меньше всего затруднений: практически все о ней когда-то слышали, у некоторых они еще есть дома — у дедушки, бабушки или у родителей. Но четырехлетняя Аня нашла для нее необычное применение — в качестве тарелочки для кукол. Также малыши сошлись во мнении: раз кассета, значит, ей «нужно косить».

Старые радиоприемники и телевизоры с увеличительной линзой оказались самыми отгадываемыми вещами из прошлого. Просто, несмотря на годы технической эволюции, наиболее приметные черты этих предметов остаются до сих пор актуальными. Например, шкала частот или экран — они есть и у современных моделей. 

На втором месте по отгадываемости — старые бухгалтерские счеты. Они, как мудро сказала шестилетняя Таня, нужны, чтобы «подсчитать любые вещи на всем белом свете». 

А вот дисковые телефоны стали задачкой посложнее. То, для чего этот предмет нужен, ребята поняли сразу, но вот как им пользоваться, не догадались — нет ни кнопок, ни привычных сенсорных экранов.

— Как звонить? Да просто нужно, чтобы кто-то сам тебе позвонил! — предположил маленький Ярослав. 

«Папа-начальник»


Остальным ребятам тем временем не терпится испробовать себя в угадывании непонятных, но таких интересных вещей. Кто-то даже хочет повторить попытку, взять реванш. Но под бдительным руководством воспитателей маленькая хитрость терпит поражение: 

— Ты уже угадывал. Другим ведь тоже хочется попробовать. 

А для них уже подготовлен самый редкий предмет из советских времен — грелка для заварника. Легендарные Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична называли ее просто — «папа-начальник». Так их «тугое» ухо воспринимало выражение «баба на чайник».

Но Миша и Алиса с творчеством Маврикиевны и Никитичны не знакомы, они считают, что «начальники» тут ни при чем, и уверенно заявляют, что этот предмет — «это такая шапка». И тут же пытаются доказать работоспособность версии на себе, натянув декоративный предмет на голову. Другие дети поддерживают их задорным смехом. Издалека чайная грелка почему-то больше похожа на корону. 

Грелка для заварника, яйцерезка, видеокассета — всего дети угадывали предназначение десяти предметов

И вот на такой приятной ноте эксперимент подходит к концу. Всего мы показали детям 10 различных предметов. Из них вызвали затруднения или вовсе оказались неотгаданными примерно 60 процентов. После того как все были опрошены, мы рассказали предназначение каждого, что вызвало неподдельный интерес у малышей. Они внимательно слушали и запоминали. Теперь они точно знают, чем можно покрошить куриные яйца в салат или как сделать так, чтобы во время хода поезда стакан с кипятком не опрокидывался на столик. 

Анна КУРИЛЕНОК


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...