В Москве в школе имени Героя Советского Союза Надежды Троян открылся клуб

Не дать забыть

Молоденькая разведчица Надя Троян всегда с радостью подчеркивала: «Я — белоруска».
Cостав клуба необычен. От седых дедушек и бабушек до семиклассников. Цель клуба: помнить, обязательно помнить, и не только о Великой Отечественной войне, но и о том, какой след эта война оставила именно в вашей семье. Ибо не было в нашей стране таких, которых бы обошли стороной те 1495 дней тяжелейших испытаний.

Школа имени Надежды Троян стала центром притяжения не случайно. В ней учились сын и внуки героини, благодаря которой был уничтожен гауляйтер Вильгельм Кубе. Сотни тысяч белорусов, русских, украинцев, евреев пали от рук фашистов по личному приказу палача. Больше десяти покушений на Кубе не удались. Но 22 сентября 1943–го свершилось в оккупированном Минске! Кубе был взорван в полночь прямо в собственной постели.

Молоденькая разведчица Надя Троян, которой тогда было едва за 20, всегда с радостью подчеркивала: «Я — белоруска». Об этом и о том, как сложилась дальнейшая жизнь доктора Надежды Троян, ставшей председателем исполкома Красного Креста СССР, пост министерский, рассказал всем нам ее сын, известный кардиохирург Алексей Коротеев.

Это он предложил создать именно семейный клуб, где бы представители разных поколений вспоминали родных им героев, пусть и не отмеченных наградами. Каждому есть что рассказать, а гордость за семью, уверен Коротеев, рождает и гордость за Родину.

Все воспоминания, которыми члены клуба поделились на первом чаепитии, записаны на видео. Несколько старшеклассников сами вызвались к следующей встрече подготовить рассказы о своих родственниках — уже ушедших. Это непросто. Конечно, хорошо, что семейные воспоминания передаются из уст в уста. Но чтобы цепочка, а в какую тонюсенькую она сегодня превращается, не разорвалась, не прервалась окончательно, нужно терпеливо создавать видеолетопись, передающуюся из поколения в поколение.

Знаю на собственном примере, многое из военного, боевого прошлого моих близких кануло в Лету, и теперь не восстановишь того, о чем недорассказали, или то, чего недослушал. По осколочкам, по страничкам собирается героическое и военное, обыденное, твоими родными совершенное.

Только не надо корить совсем молодых ребятишек, что не знают и не слышали. Некоторым, меня удивило, даже имя Василия Чапаева пока ничего не говорит, как и фамилии маршалов–победителей. Это и мы потеряли их, не героев, а молодых, на крутых поворотах эпох. И пока утерянное еще можно как–то восстановить, отыскать, надо помнить.

Николай Долгополов

dolgopolov@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter