Не бывает патриотизма «вообще»

Директор гимназии — о том, как воспитать активного гражданина

Он должен воспитываться и проявляться на деле, убеждены в гимназии № 6 Молодечно

Было время, когда все мы, жители постсоветского пространства, стали считать патриотизм понятием, как минимум, архаичным. Гордиться своей страной вдруг стало немодно, любить родные места — непопулярно. К счастью, эти времена канули в Лету. И многие из нас сегодня гордятся достижениями белорусских спортсменов, ученых, победами школьников и студентов на предметных олимпиадах. Но как воспитать патриота, активного гражданина? С этим вопросом мы обратились к директору гимназии № 6 Молодечно Алле ЯРОШЕВИЧ (на снимке).

— Нет патриотизма «вообще», патриотизм должен воспитываться и проявляться на деле. В Послании Президента к белорусскому народу и Национальному собранию от 8 мая 2012 года говорится, что движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм, который «проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества». В соответствии с этим во главу угла системы воспитания и образования современного школьника в гимназии № 6 Молодечно поставлен гражданско-патриотический аспект — не единичная акция или мероприятие, а целая система воспитательной и идеологической работы, конечной целью которой становится формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина, то есть духовно-нравственной, социально ответственной личности.

— Алла Ивановна, с чего все начиналось?

— Работа по патриотическому воспитанию, воспитанию лидера началась с момента открытия учебного учреждения. Уже тогда начал работу наш клуб «Кассиопея», который сегодня возглавляет Ирина Канникайнен. Впоследствии, поскольку это движение охватывало только старшеклассников, нам нужно было наладить систему работы с младшей школой. Так появилось патриотическое объединение «Маладзічок», им руководит Наталья Мацук. Эта структура занимается формированием лидерских качеств учащихся, воспитанием ученика-деятеля, который не просто выполняет поручения учителя, а может продуцировать идеи даже на первой ступени обучения. Потом возник совместный проект, работающий под патронатом Белорусского фонда мира, — структура «Молодые орлы», которой руководит Ирина Литош. Реализуется он в сотрудничестве со шведскими партнерами. Здесь мы воспитываем волонтеров, ребят, которые организуют свою деятельность на пользу общества. Это работа с пенсионерами, ветеранами труда. В рамках сотрудничества мы осуществляем обмены. Благодаря этому ребята из Швеции узнали больше о нашей стране, ее культуре, особенностях.

— Воспитание лидерских качеств помогает в учебе, способствует победам на олимпиадах?

— Наша гимназия уникальная, языковая. Здесь все ребята углубленно изучают английский язык, а по желанию — польский, испанский, французский. То есть у нас сформировано полилингвистическое сообщество учеников. Благодаря этому, а также тому, что к нам приходят дети, мотивированные на учебу, и, конечно, тому, что это лидеры и патриоты, результаты получаем высокие. Ежегодно несколько учеников нашей гимназии становятся лауреатами Специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Мы побеждаем в олимпиадах. Так, в прошлом году на олимпиаде по истории призовое место занял воспитанник нашей гимназии Иван Палачанин, по обществоведению — Артем Никитенков. За два года существования Республиканского конкурса исследовательских работ дважды наши ребята под руководством Ирины Байтаз становились призерами.

— Гимназия постоянно становится площадкой для реализации различных инновационных проектов?

— Возможно, в это сложно поверить, но в инновационном режиме мы работаем с 1962 года. Мы постоянно реализуем экспериментальные проекты либо проекты, связанные с внедрением новых идей. Мне как руководителю в этом смысле повезло. Судьба свела меня с завкафедрой Академии последипломного образования Николаем Запрудским. Первый мой проект был разработан под его руководством. Речь шла о внедрении технологий эвристического обучения Хуторского в образовательный процесс гимназии. Проект давал возможность работы с ребятами с интеллектуальной, лидерской, предметной одаренностью. Суть эвристического обучения — в решении ребятами ситуации, которая направляет их на открытие того, что не известно лишь ребятам, или того, что не знает никто. То есть ученик мотивирован: взрослый за работу получает зарплату, открытие — «зарплата» ребенка за его труды.

Другой проект, который мы реализовывали под руководством Николая Ивановича, — «Внедрение модели контрольно-оценочной деятельности в образовательный процесс гимназии». В ходе его осуществления ребенок учился оценивать свои возможности и способности. Ставил цели, вместе с учителем разрабатывал критерии оценки своей деятельности, подводил итоги и составлял план работы по устранению проблем. Кстати, этот проект актуален не только в учебной деятельности, но и в формировании лидерских качеств. Чтобы ребенок знал, что он может не только как ученик, но и как человек. Чтобы нам на смену пришел деятель, решатель, который будет продуцировать идеи, который знает и может их реализовать.

— Школьнику с активной жизненной позицией проще найти себя в будущей взрослой жизни?

— Без сомнения. И все же, чтобы помочь ему разобраться в себе, мы реализуем новый республиканский проект по внедрению технологий продуктивного обучения на основе самоопределения личности учащихся. В его процессе мы помогаем ученику найти себя в большой жизни, выбрать профессиональную ориентацию, дальнейшую карьеру, сформировать опять же его лидерские качества, которые всему этому способствуют. Проект рассчитан на старшеклассников, но, чтобы подготовить почву, начинаем эту работу с 8-го класса. Это возраст, когда, согласно исследованиям, ребенок может начать самоопределяться.

— Алла Ивановна, согласитесь, можно иметь массу благих идей, методических наработок, и все же одну из главных скрипок в учебном процессе играет учитель. Как подбираете кадры?

— Реализовывая тот или иной проект, мы изучаем интерес со стороны школьников и, конечно же, возможности наших педагогов. Кстати, каждые полгода мы анализируем работу педагогов-новаторов. Мы понимаем: для реализации любого проекта нужен учитель, который хочет и умеет работать.

К сожалению, выпускники педвузов нас не всегда радуют. И наша задача — дорастить их до уровня притязаний наших гимназистов, который, поверьте, очень высок. Это интеллектуальная элита. Мы постоянно проводим семинары, мастер-классы для наших педагогов. Так, 8 ноября на базе гимназии проходил республиканский семинар, где, в частности, обсуждалось внедрение модели контрольно-оценочной деятельности в технологии продуктивного обучения.

Но вот вопрос: кто придет в гимназию после нас? Здесь работает 16 наших выпускников. Это хороший показатель. Но, к сожалению, в основном это выпускники прошлых лет. В нынешнем году к нам пришло только два человека. Только трое наших выпускников в этом году поступили в педвузы.

— Кем бы ни стали ваши выпускники, наверняка это активные граждане и патриоты?

— Без сомнения, ведь большинство наших выпускников, получив высшее образование, живут и работают в Беларуси. Среди них немало людей, известных всей республике: это Светлана Боровская, Эльдар Сафаров, Татьяна Белоногая. И я убеждена, что лучшие выпуски еще впереди.

Кстати, не так давно, в день самоуправления, который мы провели в День учителя, наши гимназисты нас просто потрясли, полностью выстроив весь учебный процесс. Руководил проектом председатель совета лидеров гимназии одиннадцатиклассник Алексей Ветошкин. Я увидела в нем конкурента. В этот день он выполнял роль директора школы. За такими ребятами — будущее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter