Не быть «людьми дождя»...

Продолжаем обсуждение статьи А.Рубинова «Еще раз об идеологии» («СБ» N 140 от 28 июля)
Уважаемая редакция!
Полагал бы, что прилагаемая статья конкретна и актуальна. Прошу опубликовать ее, если посчитаете это возможным.

* * *

С интересом читаю в «СБ» информации о ходе уборки. Приятно было узнать как бывшему директору Каменецкой МТС, что родной район первым в Брестской области, а возможно, и в республике закончил жатву в колхозах и совхозах.

Однако вопросы, освещаемые в некоторых статьях, вызывают сомнение, и большое. Ход уборочных работ сдерживают совсем не сушилки, построенные в прошлые годы.

О стратегии уборки. Действительно, Беларусь расположена в зоне рискованного земледелия. Нестабильность климата — это реальность. Однако не следовало бы утверждать, что потери зерна объективны. Еще в начале 60–х годов в условиях перехода значительной части сельского трудоспособного населения в города и в связи с этим с необходимостью более активной механизации сельскохозяйственных работ массового использования комбайнов на уборке неотвратимо стала проблема подработки, досушки зерна, позволяющих его хранить.

Первая зерносушилка была смонтирована в совхозе «Волма» Минского района. Главной причиной больших потерь зерна на уборке и сегодня является то, что мощности сушильных комплексов во многих хозяйствах не соответствуют мощностям парка зерноуборочных комбайнов. Возможные потери 20 — 30% выращенного хлеба не ликвидированы. По мере роста урожайности эти потери будут соответственно расти. Работа комбайнов, не обеспеченная достаточной мощностью сушильного и зерноочистительного парка, только увеличит потери. Руководителю или специалисту колхоза, совхоза, проработавшему два–три года, эта проблема очевидна.

Сотни ранее построенных сушилок требуют своевременного ухода и ремонта. Для очистки убранного зерна от сорняков и вредителей необходимы зерноочистительные машины.

Как же решается эта стратегическая проблема?

Достаточно ли обоснованно в этих условиях не восстанавливать до работоспособного состояния ранее построенные зерносушилки? По мнению работников министерства, нет смысла их восстанавливать. Ориентируются на работу новых комплексов. Однако в текущем году из запланированных на бумаге 63 введено к началу уборки только 16 сушильных комплексов. Мыслится, что один комплекс будет работать на 1 — 2 хозяйства. А убирать комбайны как будут? Видимо, неделю комплекс будет сушить для одного хозяйства, а неделю – для другого. И комбайны будут работать неделю, а неделю стоять. Сколько потребуется дополнительно автомобилей для доставки зерна от комбайнов к зерносушильному комплексу? Насколько возрастут затраты на эти перевозки?

Нетрудно подсчитать, что, если ориентироваться на существующие темпы строительства новых комплексов и позицию министерства на невосстановление ранее построенных сушилок, положение не изменится в грядущие годы.

А о какой же совершенной модели уборки можно говорить? Действительно, придется лишь привыкать к потерям выращенного миллиона и более тонн зерна.

Наиболее сложное и тяжелое условие уборочных работ в северо–восточных районах республики. Почему это в должной мере не учитывается при определении потребности тамошних колхозов и совхозов в парке комбайнов? Очевидно, что плановая нагрузка площадей, подлежащих уборке, должна быть существенно ниже, чем в юго–западном регионе.

Публикации в «СБ» подтверждают по–прежнему отсутствие или недостаток в хозяйствах помещений для хранения зерна.

Климатические условия диктуют необходимость проведения уборки в короткие сроки. Продолжительность работы комбайнеров нередко 14 — 16 часов.

Возможно, было бы необходимо, особенно для хозяйств северо–востока, в зимнее время готовить комбайнеров–стажеров в качестве третьего члена экипажа.

Для решения этих и других проблем уборки урожая необходимы соответствующие финансовые ресурсы. Они должны быть изысканы. Затраты оправдаются, если учитывать возможные огромные потери основной сельскохозяйственной продукции.

Некоторые другие вопросы. Создается впечатление, что инженерная и агрономическая служба слабо решала организационные вопросы уборочных работ. К началу уборки зерновых в хозяйствах не было самых элементарных запчастей. Так, к примеру, комбайны простаивали из–за обрыва ремней генераторов. Не было таких резервов и в районах. Не была налажена должная диспетчерская связь между колхозами, совхозами и службой технического обслуживания в районах. Руководитель хозяйства вынужден был разъезжать по районам в поисках ремня генератора.

Агрономическая служба не видела и не знала, что уже в хорошую погоду взошло зерно на зернотоку.

Общеизвестно, что техническое состояние парка комбайнов во второй половине уборочных работ в решающей степени зависит от того, как скоро и качественно ремонтируется вышедшая из строя техника.

Почему стояли в стороне от этих вопросов службы сервиса комбайнопроизводящих заводов? Почему к ним не предъявляются претензии за простой выпускаемой ими техники? В том числе и комбайнов, не отслуживших гарантийного срока?

В уборке этого года достаточно широко комбайны работали в ночное время. Как применялся опыт передовых комбайнеров, оборудовавших машины дополнительным осветительным оборудованием?

Как обобщался и применялся другой опыт дооборудования и эксплуатации комбайнов, особенно работавших на полях, где полег хлеб, где переувлажнена почва?

В республике установилась хорошая традиция — отмечать после завершения уборки лучших работников сельского хозяйства, достигших наиболее высоких результатов.

Возможно, было бы целесообразно уже в ходе уборки более активно использовать материальное и моральное стимулирование.

Вспоминаю, как П.М.Машеров и первые секретари компартий прибалтийских республик лично замерили урожай кукурузы у звеньевой Анны Белевец в колхозе «Октябрь», урожай которой был выращен при участии коллектива МТС. Урожай был признан самым высоким в Советском Союзе и был выставлен на ВДНХ в Москве. Звеньевая была удостоена звания Героя Социалистического Труда. Высокие правительственные награды получили многие другие звеньевые по кукурузе зоны нашей МТС.

Патриотизм механизаторов Каменецкого района по отношению к своему коллективу, колхозу, совхозу, району сохранился, как показывает результат их работы, на многие годы.

И последнее. В связи с дальнейшим ухудшением условий уборки и, возможно, плохой погоды в дальнейшем считал бы необходимым:

1. если потребуется, организовать оперативную и качественную уборку зерновых на сенаж;

2. не допустить потерь соломы — одного из основных видов грубых кормов для крупного рогатого скота в предстоящий зимний период;

3. исходить из того, что после затянувшейся дождливой погоды могут наступить ранние заморозки и зима. Поэтому надо предусмотреть более раннюю уборку картофеля, свеклы, корнеплодов и овощей;

4. безотлагательно привлечь на уборочные работы там, где это необходимо, трудоспособное население из городов, военнослужащих и транспорт;

5. перестать петь со многих сцен и на многие лады песню «все хорошо, прекрасная маркиза». А то складывается впечатление, что все нужно одному А.Г.Лукашенко, а некоторые руководящие товарищи только и делают что «прячутся за плохую погоду, за дождь...»

Л.САРВИРО, бывший директор Каменецкой МТС.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter