Контролеры будут усиленно проверять пассажиров пригородных поездов

Не будите зверя в спящем пассажире

В начале августа Белорусская железная дорога объявила, что на протяжении месяца контролеры будут усиленно проверять пассажиров пригородных поездов.
В начале августа Белорусская железная дорога объявила, что на протяжении месяца контролеры будут усиленно проверять пассажиров пригородных поездов. Я смог на себе прочувствовать пристальное внимание железнодорожников к потенциальным «зайцам». 


В одну из недавних командировок поехал пригородным дизелем. Или, как сейчас их называет БЖД, поездом региональных линий эконом-класса. Наверное, потому, что состав в целях экономии не обновлялся, пожалуй, с 80-х прошлого века. Ехал на окраину Брестской области в вагоне, продуваемом холодными ветрами, или, наоборот, как на раскаленной сковороде, в зависимости от времени суток. С цыганским табором, торговцами всякой всячиной и другим честным народом. Но проблема не в этом. Кажется, отношение к пассажирам здесь, как и сам состав, не менялось с тех же 80-х. 


Как только поезд тронулся, я решил наверстать упущенное ночью время сна. В 4 утра, согласитесь, это довольно логично и, более того, вполне естественно. Устроившись на полутораметровой скамье (а при росте почти метр девяносто это не так-то просто), на время провалился в дрему. Неглубокий сон продолжался ровно двадцать минут. До того самого момента, как я почувствовал: кто-то настойчиво тычет мне пальцем в бедро. «Билет есть? — услышал я вопрос. И ответил, что есть. Спокойно, негромко. Спросонья предъявлять претензии кондуктору, что контроль мог бы быть бесконтактным, без неуместных прикосновений, просто не было сил. 


Примерно через час кондуктор снова появился в вагоне и снова обратил внимание именно на меня. Опять услышал вопрос о наличии билета и вновь ответил положительно. Но на этот раз мужчина с кассовым аппаратом мне не поверил и попросил показать билет. Что я и сделал. Не преминул, правда, напомнить, мол, вы уже слышали, что проездной документ я при себе имею. И даже пальцем в спящего меня потыкали. Он лишь пожал плечами: простите, не запомнил. Стоит ли говорить, что при появлении контроля в поезде ситуация повторилась. Звучал все тот же вопрос и та же просьба показать билет.


Сами кондукторы и контролеры говорят: ничего не поделаешь, многие безбилетники любят прикинуться спящими, лишь бы только не платить за проезд. А особенно резвые «зайцы» даже наматывают круги по поезду, чтобы избежать с ними встречи. 


И здесь я с железной дорогой солидарен. Ловить «ушастых» — прямая обязанность контролера. Потому что оплата проезда — обязанность всех нас. Иначе однажды поезд просто не придет к перрону — ни комфортный бизнес-класс, ни даже захудалый эконом. В вагонах полно тех, кто хочет ездить на халяву, — это факт. Но контролировать наличие билетов можно и по-другому.


На московских вокзалах гениально простая «антизайцевая» система действовала еще в начале 2000-х. Кажется, ее просто скопировали у метрополитена и слегка дополнили. Суть в том, что кассовый аппарат печатает на билете штрихкод. А на выходах к платформам установлены турникеты со сканерами. В итоге пассажир без билета на перрон попасть не может в принципе. А соответственно, сесть в поезд и проехать «зайцем».


Оборудовать все белорусские станции такими устройствами вряд ли получится. Слишком большая работа, да и удовольствие это не из дешевых. Но, появись они хотя бы на крупных узлах, частично проблема была бы решена. Тем более что автоматы по продаже билетов там уже имеются. 


Конечно, чтобы обслужить пассажиров, которые заходят в поезд по дороге, без кондукторов и контролеров не обойтись. Да и нельзя разом оставить тысячи человек без работы. Но хоть убей, даже в поезде эконом-класса хочется чувствовать себя человеком. Ненормально это, когда над головой пассажира кондуктор видит лишь мнимые уши потенциального «зайца». Работа есть работа, понимаю. Но нужно быть человечнее. Как? Пусть каждый работник железной дороги просто представит, что во сне кто-то тычет в него пальцем.


Уверен, в эту же минуту желание будить зверя в спящем пассажире отпадет само собой.


Артем КИРЬЯНОВ
artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter