Белый дом идет на обострение с Китаем. Что задумал Трамп?

Не будите спящего дракона

На фоне растущей напряженности в отношениях с Россией из-за закона о санкциях, который Трамп все-таки подписал, Белый дом идет на обострение с Китаем. Причем если закон о санкциях против России для Трампа стал явно вынужденным шагом и уступкой конгрессу, то в разладе с Китаем инициатива полностью исходит от американского президента.


Накануне Трамп в своем Твиттере обрушился с критикой на Пекин из-за отсутствия прогресса в урегулировании кризиса вокруг ядерной программы КНДР, заодно раскритиковав своих предшественников, которые, по словам Трампа, «позволяли Китаю зарабатывать сотни миллиардов долларов на торговле со США». Однако эксцентричным твитом в социальной сети дело не ограничилось — вскоре в американской прессе появилась утечка, согласно которой Белый дом готовит меры по ужесточению торгово-экономического режима с КНР. Речь может идти о значительном увеличении ввозных пошлин на товары, импортируемые из Китая, лишении китайских компаний лицензий и тому подобном.

До настоящего времени Трамп проводил в целом взвешенную политику в отношении Китая, несмотря на то что антикитайская риторика была одной из основ его предвыборной кампании. Масштабная программа новой индустриализации и возвращения рабочих мест, с которой Трамп шел на выборы, неизбежно подразумевала пересмотр торгово-экономических отношений с КНР, которая давно стала «сборочным цехом» для американских корпораций, массово выводивших свои производства куда-то за полмира и лишавших тем самым рабочих мест американских пролетариев. Другим следствием бегства производств стали утечки технологий. Китай копировал у западных компаний абсолютно все, создавая собственные не всегда качественные, зато более дешевые аналоги. Во многом благодаря такому странному симбиозу со США Китай стал второй сверхдержавой на планете, и, похоже, в Вашингтоне многих давно беспокоит это обстоятельство. Поэтому антикитайская кампания Трампа стала выразителем настроений этой части американского истеблишмента.

С другой стороны, степень интеграции американской и китайской экономик, а также международный вес Китая не позволяли Трампу развернуть лодку двусторонних отношений на 180 градусов. Более того, дипломатические маневры Белого дома указывали, скорее, на стремление к сохранению статус-кво, а после визита Си Цзиньпина в Вашингтон в феврале этого года и вовсе стало казаться, что угроза большой ссоры между двумя сверхдержавами миновала.

Однако, как и в случае с антироссийскими санкциями, оттепель в отношениях с КНР была со стороны Трампа, скорее, уступкой своим оппонентам, нежели осознанной стратегией. Кроме того, и в окружении Трампа нет единства по поводу жесткой стратегии в отношении Китая.

Кризис вокруг ракетных испытаний КНДР в полной мере отразил эти колебания в китайской политике Белого дома. С одной стороны, воинственная риторика Вашингтона и движения американских военных кораблей в Тихом океане указывали на готовность к жесткому сценарию в отношении КНДР, что неизбежно привело бы к резкому ухудшению отношений и с Пекином. Для Китая Пхеньян давно стал проблемным и непредсказуемым союзником, однако любые попытки дестабилизировать Северную Корею извне будут восприниматься Пекином как посягательство на национальные интересы. Поэтому в итоге в Вашингтоне победила более мягкая линия: по сути, Пекину предоставили возможность самостоятельно разобраться со своим проблемным сателлитом.

Вместе с тем такая позиция дает Белому дому возможность в любой момент вернуться к жесткой модели поведения под предлогом того, что Пекин не справился с возложенной на него миссией. Поскольку реальных рычагов принудить Пхеньян отказаться от дальнейших ракетных испытаний у Пекина, по всей видимости, нет, новое вмешательство США в северокорейский кризис было лишь вопросом времени.

Вполне возможно, что это время пришло. Очевидно, Трамп не оставил надежд реализовать свою жесткую стратегию в отношении Китая, а после вынужденной уступки конгрессу по вопросу антироссийских санкций он наверняка хочет отыграться и навязать американской элите собственную внешнеполитическую повестку. Однако получится ли у него это — большой вопрос. Ведь позиции президента ослаблены как никогда, усугубляемые разбродом и шатаниями внутри администрации.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter