Как подружить культуру и бизнес

Не будет культуры — не будет и бизнеса

«Художник и покупатель — это двое сумасшедших. Один, не зная зачем, пишет картину, другой, не зная зачем, ее покупает». Афоризм живописца из Могилева — Бориса Борща — сказанный им как–то второпях во время интервью, сегодня начертан крупными буквами на входе в музей «Эрарта» в Санкт–Петербурге. Посетителей там бывает много — сотни тысяч в год. Это самый крупный частный музей современного искусства в России: на пяти этажах умного здания только в постоянной экспозиции — 2.000 работ плюс «тотальные инсталляции» U–space — что–то вроде «Диснейленда», когда посетителя закрывают на 15 минут в отдельной комнате наедине с тематическими объектами, звуками и даже особыми запахами. Таких пространств там 5. Добавим сюда галерейное крыло с временными выставками: в декабре зрителей баловали платьями и костюмами из фильмов Федерико Феллини. Окончательно в модном музейном центре добивает фирменный ресторан, где подают концептуальные блюда на дизайнерской посуде. Еще книжный, сувенирный и арт–магазины. Провести шесть часов кряду в «Эрарте» и не заметить, как пролетело время? Легко.

Victor Dubreuil. Barrels of Money (1897)

Богатейшая в России женщина, владелица заводов и пароходов, однажды вложила средства в особняк для современного искусства, так чудесным образом в Питере вырос роскошный музей «Эрарта», где представлены работы самых лучших ныне живущих художников, в том числе и белорусских. Кроме пейзажей Бориса Борща, дух захватывает от картин гродненского мастака Сергея Гриневича. Автопортрет художника из Брестской области Алеся Фалея обожают молодые посетители музея — на фоне этой картины они «селфятся» чаще всего. Более того, в виртуальном магазине «Эрарты» любители живописи охотно покупают работы белорусских мастеров.

Ну что, живи и радуйся: современное искусство у нас есть, актуальное, европейское, модное и прочее. Да, но в Минске площадки для его встречи со зрителем пока нет, вот в чем беда. Частная галерея «Дом картин» на проспекте Победителей грозится вот–вот зачахнуть. По словам ее куратора Ольги Клип, несмотря на любопытные проекты, которые проходят в галерейном пространстве, редкие гости до них доезжают увидеть графические работы Кандинского или выставку питерского авангарда, привезенную в Минск из той же «Эрарты». Кончик проспекта Победителей и для потоков иностранных туристов малопривлекательный, культурные зеваки быстрее пойдут в музей–храм — НХМ, чем станут выискивать по окраинам частные галереи с современным контентом.

К счастью, наши крупные бизнесмены в шапку не спят, многие почитывают новые исследования, в которых утверждается старая истина: чем ниже уровень культуры, тем шире талия. Иными словами, для того чтобы быть успешным в бизнесе, нужно шевелиться, посещать театры, музеи, филармонию — это такая же часть модного сейчас ЗОЖа, как тренажерный зал или горнолыжные туры. Светские банкиры и представители ИТ–фирм все чаще выступают меценатами проектов в области культуры. И это прекрасно. Есть спонсорские подвижки краткосрочные, как, например, широко разрекламированные бесплатные пятницы в НХМ, быстро отмененные из–за огромного наплыва посетителей. Такими разовыми акциями любовь зрителей к искусству вряд ли разбудишь.

Более комплексный и внятный подход к формированию в Минске культурной среды демонстрирует на протяжении нескольких лет банк, под чьей опекой в столице проводится фестиваль «ТЕАРТ». Их же детище — выставка–продажа «Осенний салон», где в этом году были представлены тысячи работ молодых белорусских художников со всей страны, что очень важно — не только столичных. Ну и самое главное — банк собирает по всему миру частную коллекцию белорусских художников. На данный момент в собрании уже 100 артефактов, 25 из них получили статус историко–культурной ценности — это значит, что территорию нашей страны эти картины никогда не покинут. Среди них первые в Беларуси 5 живописных произведений Шагала. С января 2017 года банк открывает постоянную экспозицию своей частной коллекции во Дворце искусства на Козлова, 3, где мы увидим наконец и Шагала, и Сутина, и Малевича, и Царфина. В данный момент в арендованном у союза художников помещении заканчивается ремонт. По словам координатора многих из этих проектов Александра Зинкевича, пока большим спросом пользуется фестиваль «ТЕАРТ», билеты на него покупают даже сотрудники банка. Картины и салонные ценности остаются делом вкуса ничтожного процента сочувствующих.

Из хороших новостей — банк нацелен создать в городе первый частный арт–центр, под крышей которого объединит и театральные, и выставочные проекты. Сейчас ведутся мучительные поиски здания для такого культурного дома. Вопросов много: это должен быть центр города или окраина? Новый «замок» или освоенный под арт–пространство заброшенный завод?..

Посетив «Эрарту», невозможно не мечтать о появлении в Минске такого гигантского интерактивного пространства, где было бы представлено все разом актуальное искусство, от интервенций, веселых плакатов, картин до концертов, спектаклей, лекций и встреч. Один за другим в городе открываются гигантские торговые центры с модной одеждой, бельем и косметикой. Одна из таких «галерей», как они себя называют, наверное, могла бы наконец трансформироваться в музей современного искусства, моды и дизайна.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 244 (25126). Вторник, 20 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter