Не будем прощаться

27 марта не стало Измаила Львовича Капланова...

Я долго думал над тем, какие прилагательные подойдут к существительным "певец" и "композитор", если речь идет об Измаиле Львовиче Капланове. "Популярный", "известный", "знаменитый"?.. И остановился на слове "белорусский". Хотя все вышеприведенные эпитеты - тоже про этого человека, который популяризировал свою страну, делал ее известной, населенной знаменитыми людьми. Он любил Белоруссию и Беларусь всем своим огромным, беспокойным сердцем, боготворил ее народ и каждого из нас по отдельности. Болел, страдал, переживал. Радовался, славил и вновь и вновь признавался в высоком чувстве. Открыто и искренне. Он сочинял песни для Инны Афанасьевой, Ирины Дорофеевой, Александра Солодухи, Анжелики Агурбаш, Якова Науменко, Николая Баскова и многих других артистов. Но больше всего на свете любил свою самую дорогую спутницу в жизни и творчестве - супругу Нелли Богуславскую. Их дуэт - визитная карточка нашей эстрады, которая недавно осиротела: 27 марта Измаила Львовича Капланова не стало... Своими воспоминаниями о нем мы попросили поделиться его коллег.


Инна Афанасьева: "Для меня стало ударом сообщение о том, что Измаил Львович скончался..."


- Это был в высшей степени интеллигент, старой школы, былой закваски и прежних взглядов на отношения между людьми, исключавшие какие-то сиюминутные выгоды. Сейчас у молодых многое строится на финансовой заинтересованности друг в друге, а он был абсолютно бескорыстен. Для него главное - единение, общение, симпатия. Так, как он относился к артистам, публике, людям, с которыми работал, никто не относился. Мне посчастливилось пожить еще в том, его времени. И перейти в новое, в котором современные артисты не всегда понимают, что такое песня, сцена, зритель.


Капланов - потрясающий человек, замечательный певец, прекрасный организатор. Помню, что приехав в 1988 году в Минск и начав работать в оркестре Финберга, потом - в программах с Ядей Поплавской и Сашей Тихановичем, я почти сразу познакомилась с Измаилом Львовичем. У меня в Минске не было никого из близких людей, и он мне их заменял, старался во всем помочь, вплоть до того, что провожал на концерты и встречал с них. Изя обладал отличным чувством юмора, позитивным взглядом на мир, эта была сильная духом личность. Если кто-то упоминал о Капланове в его отсутствие, я тут же представляла себе улыбчивое лицо Измаила Львовича, полное эмоций, и умные, мудрые глаза.


...Соболезную всем его родным и близким. Тяжелая утрата для белорусской культуры... Но со мной навсегда осталась песня Капланова "Ой, не клен", которую я исполняю во всех своих программах.


Александр Тиханович: "Очень больно говорить о Капланове в прошедшем времени..."


- Я рад, что жизнь мне подарила возможность общаться с этим человеком - добрым, тонким, честным, порядочным, веселым, обладающим исключительным чувством юмора. Одна из главных черт его характера заключалась в том, что он мог помочь любому, даже тому, кого совсем мало знал. И был одним из тех немногих людей из мира искусства, который посещал в больницах или домах наших старых артистов эстрады, ушедших на пенсию и всеми забытых, ходил в магазины, приносил им продукты, просто разговаривал с ними, рассказывал новости.


Великий организатор, быть может, первый музыкальный продюсер белорусского шоу-бизнеса. Именно в ансамбль "Орбита-67", которым он руководил, пришел в конце 60-х годов Владимир Георгиевич Мулявин. Можно сказать, что Капланов дал Володе зеленый свет на эстраду, в чем и проявились его чутье и профессиональные качества. В 71-м он и меня звал в свой коллектив: я уходил в армию, но Измаил Львович пообещал ждать. Но не сложилось - после демобилизации я пошел работать в "Верасы". И все же мы с ним сотрудничали, когда он с 89-го по 94-й год являлся директором нашего с Ядей продюсерского центра.


Наверное, кто-то уже забыл, что Капланов был чудеснейшим аккордеонистом, входя как минимум в пятерку лучших аккордеонистов Советского Союза. Брать у него уроки приезжал знаменитый ныне российский музыкант Валерий Ковтун. А дуэт Капланов - Богуславская я считаю неотъемлемой частью нашей культуры, мы, артисты, у них учились. Да и будем продолжать учиться.


Измаил Львович был настоящим гражданином и патриотом Беларуси, имевшим свою позицию, которую выражал в песнях: они все о любви - к людям, к родине, все имеют национальный характер.


Владислав Мисевич, музыкант ансамбля "Белорусские Песняры": "Когда такие люди, как Капланов, умирают, прощаться с ними выстраивается бесконечная очередь..."


- После того, как мы с Мулявиным демобилизовались из армии, Володя меня привел в ансамбль "Орбита-67", работавший от филармонии. И благодаря Капланову Мулявин очень быстро стал главным аранжировщиком коллектива. Я бы сказал, что "Песняры" в какой-то степени начались с "Орбиты".


Измаил Львович - великолепнейший аккордеонист, играл на фортепиано, отлично пел. За что спасибо супруге Нелли Богуславской, которая после каждой концертной поездки шла вместе с ним в консерваторию, где они занимались вокалом, "очищая" его от всяческой халтуры, налипавшей на горло в результате многочисленных выступлений. Профессионалы оба - таких теперь нет.


И как мелодист Капланов великолепен, если бы он захотел стать ведущим российским эстрадным композитором, стал бы. Но он не изменил родной Беларуси и реализовал себя здесь. Я не так давно снова услышал, как он поет, и был потрясен: несмотря на возраст, болезни, на то, что долгое время, оставив творчество, поднимал на ноги жену, возвращая ее на сцену, Капланов выглядел гигантом.


Измаил Львович - национальное достояние нашего государства, уникальный человек и музыкант, глубокий и в чем-то загадочный для меня, неординарная, многогранная личность.


***


Люди уходят. Рождаются новые, занимающие пустоты. Но некоторые ячейки так и остаются свободными, потому что нет тех, кто способен их заполнить собой или же просто не покушается на святые места. Измаил Львович Капланов оставил о себе добрую и вечную память. В людях, в песнях. И его место в истории Беларуси всегда будет обжито и благоустроено. Им самим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter