Не будем нервничать. Давайте спокойно разберемся

Нужно ли делать культ из образования
Нужно ли делать культ из образования

Еще не улеглись треволнения по поводу экзаменов выпускных, а семьям будущих абитуриентов опять нужно запасаться валерьянкой — впереди экзамены вступительные. Если верить соцопросам, в вуз настроен идти чуть ли не каждый третий выпускник, так что конкуренция обещает быть нешуточной: в среднем 2 — 3 человека на место, а на самые престижные специальности — и все 10. Да, фортуна, как всегда, улыбнется не всем. Но и для тех, кто не поступит, если вдуматься, проигрыш — не злая гримаса судьбы.

«Не делайте из образования культ!» — уже лет семь призывают нас эксперты. Это раньше «корочки» приносили дополнительные дивиденды — повышали статус, давали вкупе с партбилетом путевку в светлое будущее, страховали от призыва в армию. Уже наших родителей — молодых специалистов встречали на предприятиях сакраментальным: «Забудьте все, чему вас учили в вузе». Сегодня же сам по себе диплом не гарантирует абсолютно ничего — неприкаянные дипломированные юристы, экономисты, педагоги и иже с ними тому свидетельство. Похоже, страсти вокруг вступительной кампании распаляются скорее по инерции. Нынче ведь в цене не пугливый «краснодипломник», у которого знаний — тьма, опыта — ноль, а совсем другой типаж — работник пробивной, цепкий, наработавший связи, а что стоит в его личном досье в графе «образование» — дело десятое. Дорогие родители, вы будете удивлены, но даже в лондонском Сити появились брокеры, закончившие не финансовые колледжи, а всего лишь специализированные курсы. А уж если составить список успешных недоучек, то окажется, что основатель «Microsoft» Билл Гейтс и глава компании «Oracle» Ларри Эллисон бросили учебу ради бизнеса. Многие будущие миллионеры вообще никогда не мечтали о студенческой скамье — как, например, вице–президент «Альфа–банка» Александр Гафин. На вопрос, почему у него нет диплома, он пожимает плечами: «Не было необходимости». В самом деле, зачем «корочки ради галочки» успешному шоумену Ивану Демидову? К чему они абсолютному большинству популярных актеров, за чьей спиной «только» театральные училища? Как показывает практика, «необразованные» прекрасно устраиваются в сфере продаж, в агентствах недвижимости, в туристических фирмах, в рекламном бизнесе, а также в творческих специальностях. Что, кстати, подтверждает пример и моего класса: «тихие троечники» сделали самую стремительную карьеру с «корочками» ПТУ...

Все это, конечно, не значит, что миром правит неуч. Без высшего образования бессмысленно пытаться работать врачом или учителем, практически невозможно занять по–настоящему ответственный пост, двигать науку. Но стоит ли оно нервов именно вашего чада? То, что родителями порой трактуется как унизительный провал, для него самого, может быть, — реальный шанс поймать удачу за хвост где–то рядом. Как знаменитая модель Наталья Водянова, которая, «пролетев» мимо вуза, пошла торговать фруктами с лотка — так начался совершенно сказочный виток ее жизни. Истина–то, как заметил один белорусский академик, немудрена: высшее образование нужно именно меньшинству, у остальных будут другие ступеньки к счастью. Эх, кабы не языковой барьер, обязательно бы растолковала это родителям школьников из Южной Кореи, где высшее образование уже не культ, а мания. В честь экзаменов там переносят авиарейсы и перекраивают рабочий день, чтобы только создать максимально комфортные условия для подростков, которые с 12 лет по 11 часов в сутки корпят на всевозможных курсах и факультативах. Цель одна — высокий балл, без него нечего и мечтать о Сеульском университете, а значит, и о хорошей работе, достойной зарплате, приличном спутнике жизни. Без него — ну просто конец света... Печально, если такова логика южнокорейской девчушки в ее 15 лет. Но стоит ли 17–летней белоруске, не нашедшей своей фамилии в списках первокурсников, чувствовать себя последней неудачницей?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter