Не бросайтесь в омут с головой

Появились первые жертвы водных развлечений...

Появились первые жертвы водных развлечений. В РНПЦ травматологии и ортопедии за «проблему ныряльщиков» пришлось взяться еще в конце марта: с первыми же обманчиво теплыми деньками купальщики–ныряльщики потянулись к воде, и те, кому из них особенно не повезло, оказались на больничной койке с тяжелыми травмами шейного отдела позвоночника. Медики прооперировали уже 10 таких пациентов. Вот и 23–летний Илья, прыгнув с моста в воду на исходе апреля, помнит только: тело парализовало, забрезжил свет, «как показывают в фильмах». Затем — провал. Очнулся на берегу, вокруг толпа людей. «Скорая», операционный стол. В 1–м нейрохирургическом спинальном отделении РНПЦ травматологии и ортопедии парня называют везунчиком — уже через две недели после злополучного прыжка он встал на ноги...


Переломный момент


— Я сам из Орши, в Минске живу и работаю. В тот день была жара, после работы пошли с друзьями в парк в Уручье. Слегка выпили. Я всегда любил с высоты попрыгать. Нырнул первый раз — все нормально, решил залезть повыше, на перила...


Поначалу, когда пришел в себя после операции в палате, было ужасно страшно. Ведь в один миг сломалась жизнь. Говорит, что не оценил опасности, думал: пустяк. Конечно, храбрости придал и алкоголь.


По словам медиков, скоро в республиканском спинальном центре наступит в буквальном смысле горячая пора: в течение каждого жаркого летнего месяца любителям прыгнуть с бережка да подальше нейрохирурги делают от 50 до 80 операций. И, к сожалению, таких счастливчиков, как Илья, которые смогут через пару–тройку месяцев вернуться к обычной жизни, лишь четверть. Столько же останутся глубокими инвалидами, а остальных ожидают длительная реабилитация и неизвестность.


Например, Виталий из 9 месяцев дома пробыл всего полтора. Остальные — в медицинских учреждениях. Капельницы, уколы... Его «переломный момент» случился прошлым летом в Москве, где он учится в вузе. Было плюс 37, пошли с однокурсниками на речку. Надо сказать, Виталий — отличный пловец, в родном Гомеле даже работал инструктором по плаванию.


— Речка была мелкая, я просто нырнул, достал до дна головой скользящим движением, даже не ударился. Но сразу почувствовал, что сломал шею — полностью отключилось все тело, двигалась только голова. Течением меня выбросило на поверхность, стал кричать друзьям, они меня и достали...


Отвезли Виталия в Институт Склифосовского, где за 10 минут до операции отказали легкие (надуть шарик и сегодня для парня проблема). Пока Виталий передвигается в инвалидной коляске, что, впрочем, не мешает ему продолжать учиться и сдавать сессии.


— Всем советую: не ныряйте! Вы не представляете, как легко сломать шею! Даже известное место может стать опасным — течением бревно принесет или был случай, когда «дальнобойщики» бросили в водоем колесо от фуры. Я раньше благополучно прыгал с пятиметровых вышек в бассейне. А тут...


Не зная броду


Многие получившие травму позвоночника при нырянии погибают на месте: их парализует, и сами всплыть они не могут. Но и тех, кого удалось вытащить, не всегда удается спасти. Если повреждения спинного мозга тяжелые, а в легкие попала вода, вероятность гибели в первые сутки очень высока. Развивается аспирационная пневмония, идет восходящий отек спинного мозга, дают сбой все важнейшие системы организма. Оперировать в таком состоянии нельзя. Того, кому удается выкарабкаться, ждет инвалидность на всю оставшуюся жизнь.


— Когда человек ныряет с разгона или с высокого берега, инерция получается очень большая, — подчеркивает доктор медицинских наук, руководитель спинального центра, заведующий нейрохирургическим отделением № 1 РНПЦ травматологии и ортопедии Сергей Макаревич. — Головой вперед ведь редко ныряют, обычно выставляют вперед руки, но масса тела, энергия такова, что руки просто не выдерживают и все равно удар приходится на голову и шейный отдел позвоночника. Средний рост человека с поднятыми руками — около 2 — 2,5 метра, поэтому даже на такой вроде бы значительной глубине можно травмироваться. Особенно опасны реки с быстрым течением: сегодня в этом месте глубина 3 метра, а завтра берег подмыло — и полтора. Можно угодить и на коряги, камни.


Случаются травмы шеи и при нырянии в неглубоких бассейнах. Что уж говорить о тех, кто рискует прыгать вовсе в незнакомые водоемы! В практике Сергея Валентиновича был пациент, который попал в отделение... зимой, на Крещение — решил окунуться в прорубь головой.


По словам доктора Макаревича, до 50 процентов таких пациентов поступают в состоянии алкогольного опьянения. Повредить шейный отдел позвоночника, кстати, можно и о саму воду, если неудачно прыгнуть с большой высоты — моста, пирса. Есть один способ избежать беды: не нырять головой в омут вовсе! Если уж очень приспичило — вперед ногами. Хотя сломанная нога, конечно, тоже крайне неприятный подарок за глупый каприз.


Cоветы «СБ»


Не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах.


Отдыхайте коллективно, не упускайте друг друга из виду в воде.


Не купайтесь подшофе — около 60 процентов погибших в момент утопления находились в состоянии алкогольного опьянения.


Если вы стали свидетелем трагического происшествия, знайте: получившего травму шейного отдела позвоночника нельзя усаживать. Его нужно положить на ровную поверхность и, если нет возможности вызвать «скорую», перевозить на заднем сиденье автомобиля лежа, постаравшись зафиксировать шею, сделав из шарфа или платка что–то типа воротника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter