Беларуси нельзя бояться новаций — иначе безнадежно отстанем от времени

Не бояться нового

В кассе автовокзала одного из городов Скандинавии, к моему нескрываемому удивлению, восседал молодой человек в белой рубашке и ярко–красном модном галстуке. Выяснилось, что это новый кассир. Молодой человек работал на совесть: быстр, вежлив, предупредителен... Представитель сильного пола в сугубо женской профессии чувствовал себя как рыба в воде.

На автозаправочной станции в Стокгольме не было оператора. И вообще вокруг не было видно ни одного сотрудника. Водители тем не менее воспринимали ситуацию как должное. Спокойно вставляли банковскую карточку в терминал, набирали на дисплее цифры, а затем сами заправляли бак автомобиля. Потом мне объяснили: сотрудники появляются здесь только в случае необходимости, например, при закачке топлива или поломке.

В огромном гипермаркете спортивных товаров величиной с половину минского стадиона «Динамо» тоже сотрудников было в упор не видно. Из около 15.000 товаров я выбрал и примерил понравившиеся кроссовки. Дальнейшим процессом руководил сопровождавший меня сын. Он приложил этикетку кроссовок к сканеру. Вставив карточку в расположенный рядом банковский терминал, оплатил покупку и получил чек. И мы благополучно ушли. Правда, уже у самого выхода к нам подошел сотрудник и вежливо спросил у сына, все ли в порядке. Получив утвердительный ответ и даже не проверив чек, он с улыбкой пригласил нас снова приходить за покупками.

Честно признаться, увиденные в Скандинавии новации впечатлили. Смысл их понятен — улучшить обслуживание людей. К большому сожалению, мы с такими достаточно революционными подходами еще нечасто встречаемся. Более того, просто–напросто их тормозим в силу присущего всем нам консерватизма и нежелания перемен. Нет, многим легче раздуть штат и соответственно бумаготворчество, ввести должности, непонятно за что отвечающие. Вот почему «в целях улучшения обслуживания» появляются новые кассиры или операторы. Подсчитайте-ка, сколько людей работают на нашей обычной заправке!

Я вообще предполагаю, что в скором будущем профессия кассира исчезнет как явление. Ведь сегодня в любом европейском аэропорту, к примеру, пассажиры в подавляющем большинстве оформляются на посадку не с обычными авиабилетами, а с электронными, купленными по интернету. Предвижу ехидство скептиков: мол, где интернет и где контингент пригородных касс любого нашего местного автовокзала. Понятно, что это сложно. Но начинать такую работу нужно. Покупать билеты по интернету будет молодежь, а также продвинутые в сфере технологий люди среднего возраста (что мы уже, кстати, наблюдаем в практике БелЖД). В результате в кассах станет меньше очередей, которые никто из нас не любит, и многие должности кассиров можно будет без проблем сократить. Высвободившихся же работников надо переквалифицировать, помочь получить другую специальность. Для дела будет только польза. Тем более учитывая ситуацию на рынке труда, где все нарастает дефицит грамотных кадров.

В тему вспомнился еще один давний пример. Однажды на заводе автомобильной корпорации «Тойо Когио», десятилетия выпускающей всемирной известности автомобили «Мазда», нас, туристов из Беларуси, провели в сварочно–кузовной цех размером с летное поле среднего по величине аэропорта. Вначале было страшновато: оглушающий грохот, россыпи искр, железяки, движущиеся по конвейеру. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что работой громадного цеха руководят всего шесть человек — два оператора у компьютеров и четыре слесаря, разъезжающих на карах...

Нам нельзя бояться новаций, иначе безнадежно отстанем от времени. Ведь удается же Беларусбанку с каждым годом все больше клиентов переводить на обслуживание по карточкам. В зале любого филиала дежурит один из сотрудников, доброжелательно и терпеливо объясняя премудрости обращения с пластиком. И никого уже не удивляет, когда пенсионер лихо обращается с инфокиоском или банкоматом, экономя как свое время, так и сотрудников банковского филиала... Так что хватит пугливо присматриваться к тому, что уже многократно проверено другими. Жизнь показывает: научно–технический прогресс не остановит консервативный менталитет. Даже в его бытовых, каждодневных проявлениях.

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 205 (25087). Вторник, 25 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter