Не бояться, а жить

От рака не застрахован никто. Но заболеем мы или нет, во многом зависит от нас самих
Болезнь звезды эстрады Жанны Фриске, у которой обнаружена опухоль головного мозга, всколыхнула ее многочисленных поклонников. Люди взволнованы и задают немало вопросов: неужели до сих пор наука бессильна перед онкологическими заболеваниями? Почему рак по-прежнему не щадит никого? Есть ли средства, которые помогут таким больным? “НГ” пригласила к разговору человека, посвятившего всю свою профессиональную карьеру изучению рака. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор медицинских наук, профессор, ректор БелМАПО Юрий ДЕМИДЧИК рассказал о достижениях и надеждах, о том, что сегодня может современная онкология.

От рака не застрахован никто. Но заболеем мы или нет, во многом зависит от нас самих

Что уже известно?

— Успехи современной медицины удивляют и восхищают, однако в нашей стране по-прежнему немало людей умирает от рака. Онкологи утверждают: рак — не приговор. Хотя часто не только пациенты, но даже врачи других специальностей не разделяют этого оптимизма. Скажите, природа рака по-прежнему неизвестна?

— Когда-то я был преподавателем. Студентов устраивало, если им говорили: природа рака неизвестна. Сейчас мы действительно знаем многое — изучение рака вышло на молекулярный уровень. Исследователи имеют четкое представление о том, почему возникает та или иная болезнь, что к ней приводит.

Но нужно понимать, что онкологические заболевания — не только проблема нынешнего, но и будущего века. Сколько будут жить люди, столько их будет “сопровождать” рак, к сожалению, принимая все более тяжелые формы. Увеличилась продолжительность жизни, численность молодых людей сокращается. Известно немало внешних факторов, которые “не на руку” нашему здоровью. Тем не менее никто не назовет вам какой-то один из них, являющийся причиной возникновения онкологического заболевания. Его попросту нет! Можно было бы сказать: “Виноваты вирусы”. Но это не так. Если говорить о внешних факторах и канцерогенах, это тоже будет полуправдой. Правильнее — это целый комплекс причин, которые заставляют клетку многократно делиться, и она перерождается в опухоль.

— А как тогда быть с еще недавно популярным утверждением, что рак на ровном месте не возникает? Ему, как правило, предшествует какой-либо воспалительный процесс...

— Тут нужно уточнить. Все-таки есть виды рака, которые возникают, как вы говорите, и на ровном месте — им ничего не предшествует. Например, рак щитовидной железы, кроме наследственной формы. При таком диагнозе могут формироваться четыре совершенно разные опухоли: три доброкачественные и одна злокачественная. Еще одно исключение — меланома кожи, которая обычно появляется на месте поврежденных родимых пятен, но нередко обнаруживается и в совершенно не измененной ткани.

Хотя соглашусь, что возникновению злокачественной опухоли предшествуют и болезни — старая язва перерождается в рак желудка. А как быть с аденоматозным полипом — очаговым разрастанием слизистой желудка или прямой кишки? В большинстве случаев это благодатная почва для формирования злокачественного процесса.

Собирательное понятие

— Значит, все мы ходим под Богом...

— Нужно понимать, что рак — это собирательное понятие, которое объединяет примерно 140 различных болезней. Они возникают по разным причинам и по-своему протекают и проявляются. Это океан болезней. И от знаний онкологов будут зависеть лечение пациента и прогноз на будущее.

— Чего, на ваш взгляд, в работе онкологов больше — оптимизма или пессимизма?

— Онкология — чрезвычайно интересная наука. Врач получает колоссальное профессиональное удовлетворение, когда ему удается решить серьезную проблему и помочь пациенту. В последнее время произошло много технологических перемен, которых не было в 1990-е годы. Лечение стало более результативным — успех налицо, все стремительно меняется в лучшую сторону. Хотя не могу не признать, что по-прежнему есть и трудноизлечимые виды рака.

— Как-то известный российский онколог, академик Михаил Давыдов сказал, что можно вылечить рак на любой стадии заболевания.

— Ученый абсолютно прав. Особенно если болезнь выявлена на ранней стадии.

Долой стереотипы!

— Хотя в переоснащение научно-практических центров государство вкладывает немало средств, нередко можно услышать, что в зарубежных странах онкологическая помощь оказывается на более высоком уровне.

— Я тоже сталкивался с людьми, утверждавшими, что лечение успешно только потому, что применялись западные технологии. Скажу сразу: они далеки от истины! Отечественная онкология преуспела и сейчас бурно развивается по многим направлениям. Сегодня это грамотно выстроенная стратегия. Все знают, что запущенный рак лечить труднее и достаточно дорого. В нашей стране внедрена модель ранней диагностики, которая означает, что врачи идут к здоровому населению и проводят скрининговые программы, или специальные обследования на раннее выявление опухолей, например, скрининг по  раку предстательной железы.

Много лет еще одному исследованию — скринингу щитовидной железы, что связано с аварией на Чернобыльской АЭС. Тут мы вообще впереди планеты всей. Я часто общаюсь с коллегами из других стран и мне никогда не было стыдно за работу, которой отдано более двадцати лет. Сейчас проводится скрининг по раку молочной железы. Не сомневаюсь: тоже будут результаты.

— Тем не менее ежегодно в нашей стране выявляется более 36 тысяч новых случаев рака.

— Уже более 43 тысяч. Онкологическая заболеваемость в Беларуси растет так же, как и в других странах Европы. Например, большинство наших мужчин страдают раком легкого, предстательной железы, кожи, другие локализации встречаются реже. У женщин лидирует рак кожи, на втором месте драматично возрастающий рак молочной железы. Перечисленные заболевания и обеспечивают значительный прирост новых случаев. Но есть и отрадный факт: смертность от онкологических заболеваний, хотя и очень медленно, стала снижаться. Обычно эти два показателя отражают эффективность лечения. К тому же увеличилась выживаемость больных, улучшилось качество их жизни.

Это не приговор

— На одном из съездов онкологов Беларуси российский академик Николай Напалков сказал: если бы люди жили до ста лет, большинство бы умирало от рака. Неужели возраст человека — самый “отягчающий” фактор риска?

— Это почти правда. Ведь дети тоже болеют раком, но редко, у них другие проблемы. Если бы дети умирали от этого заболевания, наш вид был бы обречен. С возрастом в организме человека накапливается много проблем, в том числе заболеваний, предшествующих раку. Происходят процессы в тканях и клетках, которые гораздо чаще, чем в детском возрасте, формируют злокачественные опухоли. Рак — действительно проблема возраста. Чем старше человек, тем ему более тщательно нужно следить за здоровьем. Поэтому мы и советуем мужчинам хотя бы раз в год сдать анализ крови на простатспецифический антиген. Желательно также пройти эндоскопические исследования ободочной кишки, желудка. Такие превентивные, или предупреждающие, меры дают хороший результат — раннее выявление рака.

Женщины должны помнить, что поздние беременность и роды, поздняя лактация ухудшают прогноз на будущее.

Рак — не приговор, однако есть трудноизлечимые локализации, которые на протяжении тридцати лет никак не меняются. Тот же рак поджелудочной железы, пищевода, легкого. К сожалению, жизнь таких пациентов ограничена.

Что в тарелке?

— Вместе с тем многие легкомысленно недооценивают важность рационального питания.

— Рекомендации ВОЗ на этот счет хорошо известны. Значительная часть рациона — это желто-зеленые овощи и фрукты, ежедневно их рекомендуется употреблять по 300—400 граммов. Необходимо ограничить употребление мясных изделий, содержащих жиры животного происхождения, которые подвергались многократной переработке. В определенном возрасте рекомендуется даже воздерживаться от соленого сала. В целом следует активно избегать жирного, отдавая предпочтение растительной пище и рыбе.

Что касается алкоголя, то придерживайтесь безопасной дозы — 40 мл для мужчин и 20 мл для женщин в сутки. Умеренность во всем.

Кто болеет чаще

— Ранее доводилось читать, что рак — это в основном спутник жителей мегаполисов.

— Смотря какой. В Беларуси практически полгода холодно, тем не менее с 1996 года стало больше случаев рака кожи. У женщин это заболевание на первом месте, оно же чаще встречается и... у сельских мужчин, хотя многие из них наверняка не знают, что такое солярий. Это непонятный факт, который требует глубокого изучения. Рак кожи — большая проблема для людей старше 70 лет. Им сложно предложить операцию с пластикой и массированную лучевую терапию, чтобы излечить заболевание. Кстати, и рак легкого у мужчин тоже чаще встречается на селе.

— Возможно, в деревнях больше курят?

— У меня свое мнение на этот счет. В городах более “разбавленное” население — люди молодые, среднего возраста, пожилые. А на селе больше людей старшего возраста. Казалось бы, сельчане реже сталкиваются с канцерогенами, дышат чистым воздухом, едят натуральные продукты и т. д., тем не менее раком болеют чаще. Это заболевание возникает по своим законам. Но нужно исключить факторы риска, а этого за нас никто не сделает.

— Как вы относитесь к сенсациям по поводу создания универсального лекарства от рака?

— А как к этому относиться? Универсального средства от рака никогда не будет. Одной из перспективных разработок считаю создание вакцин. Вот это может стать успешным направлением в будущем.

 Две трети онкологических болезней связаны с вредными привычками — курением и употреблением алкоголя (65 процентов), более трети — с неправильным питанием (35 процентов). А ведь все просто: питайтесь правильно, не курите и живите долго. Если кто-либо считает, что есть период, когда курение безопасно, это не так! Изменения в тканях происходят даже при первом контакте с канцерогеном, а потом достигается пороговая величина — точка невозврата.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter