Сексизм, Токио и Олимпиада – мощный кулак новой этики

Не болтай?

Глава организационного комитета Олимпиады в Токио Есиро Мори объявил об уходе в отставку из-за скандала вокруг сделанных им сексистских высказываний. Ранее 83-летний функционер заявил, что женщины очень много говорят и каждая считает своим долгом высказаться. Мировая общественность и спонсоры Игр остались недовольны словами чиновника, и вчера он был вынужден покинуть пост главы оргкомитета. 

Потирает ручки одна из участниц нашей дискуссионной рубрики: по ее мнению, шаг за шагом цивилизованное общество выходит на новый уровень этических норм, когда оскорблять друг друга публично становится признаком дурного тона. Не спешит радоваться случившемуся ее оппонент: в сексизме и общественном давлении он видит мощный инструмент игр отнюдь не спортивных, скорее политических. Чье мнение ближе к истине, рассудит по традиции наш беспристрастный рефери.

Хочешь жить — умей вертеться 

Ты знаешь, Рома, какой предпочтет выход из конфликтной ситуации всякая умная дама? Она выслушает мнение всех участников дискуссии, со всеми согласится, но поступать будет по-своему, по законам той самой логики, которую мужчины нечуткие, вроде тебя, ругают «женской». А насмехаются, как мне кажется, от бессилия, потому что разгадать не могут природу нашей жизнестойкости и умение постоять за себя. 

Сам посуди: на древнегреческие Олимпийские игры допускались только атлеты-мужчины. Не участвовали женщины и в первых современных Играх в Афинах в 1896 году. Их отец-основатель Пьер де Кубертен в начале прошлого века заявлял буквально следующее: «Олимпиада с женщинами была бы непрактичной, неинтересной, неэстетичной и неправильной». Для нас сегодняшних дико звучит, не правда ли? К счастью, благодаря активисткам, их умению гнуть свою линию ситуация год за годом менялась, и вот уже на Олимпиаде-2016 в Рио женщины составили 45 % всех участников. Разве это плохо? Повернется ли у тебя язык назвать наших олимпийских чемпионок «неэстетичными» или «неинтересными»? А вот нападки Кубертена в их адрес, напротив, нам кажутся чем-то архаичным и нелепым. 

«Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться»

(Коко Шанель, дизайнер).

Такая же история с этим злосчастным высказыванием главы организационного комитета «Токио-2020» Есиро Мори на очередном спортивном заседании: «У женщин сильное чувство соперничества. Если кто-то поднимает руку, другие, вероятно, думают, что им тоже нужно что-то сказать. Вот почему все женщины так много говорят». Природу пещерного раздражения японского функционера прекрасно понимаю, время от времени у мужчин, сжатых тисками новой этики, «пригорает», они снова хотят сказать девушкам: «Цыц! Марш на кухню!», желательно при этом еще бросить грязную вилку на пол и издать рык Тарзана. Иными словами, г-н Есиро Мори, утомленный собранием, похоже, сорвался, выпустил пар, не соотнес свои взгляды с новыми олимпийскими ценностями, а именно, цитирую МОК: «Поощрение и поддержка продвижения женщин в спорте на всех уровнях». Словом, отжег начальник, выступил непозволительно, сделал это публично, как если бы справил нужду на людях, за что немедленно поплатится своей репутацией и креслом главы оргкомитета Олимпийских игр. 

С чем мы имеем здесь дело? Несмотря на весь прогресс и достижения XXI века, в идеальной картине мира мужчины консервативного нет-нет да и встретится такой сюжет, что женщины — это некое молчаливое стадо овец, блеяние которых в одночасье может вызвать приступ немотивированной агрессии. Такой порядок вещей женщин, естесственно, не устраивает, на протяжении долгих лет они пытаются его изменить, и довольно успешно. Кроме несчастного случая с японским чиновником, на этой неделе случилось еще кое-что тектоническое: в Амстердаме приняли решение избавиться от «квартала красных фонарей» в центре города, поскольку в XXI веке как-то уже не очень хочется европейской столице ассоциироваться с борделями и дикарскими навыками глазеть в окна на голых женщин, оскорблять их и лапать под гиканье друзей. Как мы знаем, в процессе эволюции даже самые лютые бронтозавры исчезают как вид, если не умеют приспособиться к новым условиям. Поэтому, Роман, приходится выбирать: либо как-то учиться соотносить свои эмоции с новой этикой, либо посыпать голову пеплом.

Виктория ПОПОВА

vikisb@yandex.ru

Голова последнего самурая

Как-как ты сказала? Соотносить эмоции с новыми общественными ценностями? Я бы сказал, с навязанными, искусственно насаждаемыми, принудительными «ценностями». Потому что ничего естественного в них нет. Ведь нет никаких обоснований для того, чтобы радикальные феминистические лозунги вдруг стали остро необходимыми для общества. Оно и без них прекрасно себя ощущало. А вот появилась в начале прошлого века группка суфражисток, и с тех пор борьба за права женщин пустилась вразнос, за сто лет похоронив под своим неумолимым катком и традиционные роли обоих полов, и семейные ценности, и сложившиеся веками обычаи. Разумеется, далеко не все люди согласились со стремительной и безжалостной ломкой старого уклада. Точно так же, как во время реставрации Мэйдзи в Японии многие самураи отказались предавать тот образ жизни, который вели, и вписываться в новую реальность императорской власти. Они остались верны сегунату и, конечно же, поплатились за это. Но их приверженность духу старинной Японии все-таки вызывает уважение. Вот и господин Есиро Мори, по моему представлению, является «последним самураем» в гендерном вопросе. Сказал то, что думает, теперь будет страдать за это, но на колени перед визжащей от негодования толпой так и не встал. Пожертвовал собой, но не поддался новым модным течениям. 

Я не думаю, что он намеревался оскорбить женщин, упомянув об их излишней болтливости и вечной грызне между собой. Глава оргкомитета Олимпиады, озабоченный интересами порученного ему дела, всего лишь высказал результаты своих многолетних наблюдений. Озвучил то, что проистекало из его жизненной опытности, без политкорректных реверансов. Другой бы смолчал, понимая величину волны, которая может обрушиться на него, а этот не стал. Потому что не хотел, чтобы заседания оргкомитета превращались в базар. Уважаю.

А дамы, вместо того чтобы делом доказать неправоту Мори (например, перестать конкурировать между собой и галдеть на заседаниях), привычно пожаловались, что их обижают. Потребовали его голову в качестве извинений. Так всегда происходит. Вместо того чтобы просто перестать торговать собой в «квартале красных фонарей», они требуют каких-то правительственных решений о закрытии этого квартала. Вместо того чтобы трудом и талантом доказать свое равенство с мужчинами, просят ввести искусственные квоты для женщин в директоратах и оргкомитетах, дабы воцариться на руководящих ролях без особых усилий, просто по половому признаку. По-моему, движение за права женщин пошло куда-то не туда. Самый легкий путь далеко не всегда верный. 

«Феминизм уничтожил юмор, позволявший мужчинам и женщинам мирно сосуществовать. Кто-то дал звонок, и переменка накрылась. Теперь мы равны, веселью пришел конец. Отныне мы соперники в одиночном забеге»

(Фредерик Бегбедер, французский писатель).

Но еще резче пошло наперекосяк спортивное движение. Свернуло в сторону оголтелой политизации. Когда-то Пьер де Кубертен наивно восклицал, что «спорт, ты мир!». Так и было на заре состязаний, которые проводились ради сплочения наций и к радости зрителей. А потом спорт стал средством пропагандистской войны против других государств. Вспомнить хотя бы недавние решения МОК в отношении белорусского Национального олимпийского комитета или насильственный перенос хоккейного чемпионата из Беларуси. Причем, что интересно, год назад глава МОК Томас Бах гневно осуждал «растущую политизацию спорта», а затем преспокойно одобрил политизированные санкции в отношении нашей страны. Но не одним лишь лицемерием характеризуется современное спортивное движение. В него активно проникают новые европейские «ценности». Например, семь лет назад министр юстиции ФРГ Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер, выступая с критикой российского закона, который запрещает пропаганду гомосексуализма, тоже призывала своих спортсменов проигнорировать в знак протеста зимнюю Олимпиаду в Сочи. Казалось бы, как прыжки с трамплина мешают правам лесбиянок? При чем личные высказывания господина Мори к Олимпиаде в Токио? Однако поди ж ты: пищом лезут разные новомодные измы и прочие однополые браки в те сферы, которые абсолютно их не касаются.

Вот что волнует меня больше всего в этой истории.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

Эвона куда вас занесло, дорогие друзья-спорщики! Прежде чем определить победителя нынешней дискуссии, позволю себе выразить личные соображения по поводу предмета обсуждения. Постараюсь высказаться максимально нейтрально. Отодвинув в сторону пассажи, связанные с движением за права женщин, мы имеем в сухом остатке следующую ситуацию. Глава организационного комитета Олимпиады в Токио Есиро Мори изначально преследовал благую цель — оптимизировать работу возглавляемой им структуры. Причину проблем японский товарищ увидел в излишней разговорчивости чиновников, чаще женщин. Точка. Все остальное — некомпетентность Мори как руководителя. Босс должен решать подобные проблемы дипломатично, без публичных обвинений той или иной группы подчиненных. Любопытно, вызвала ли бы эта история столь широкий резонанс, если бы во главу угла встал не гендерный аспект? Скажем, если бы в чрезмерной болтливости обвинили левшей, блондинов(ок), обладателей красных автомобилей или представителей определенного вида спорта? Вряд ли. А тут — вечно модная «женская» тема, вот и переполошились все вокруг.

Я исхожу из следующего посыла: руководитель серьезно напортачил — руководитель прилюдно извинился и подал в отставку. Все! Феминисткам можно было и не возбуждаться. Из этих соображений я не могу присудить победу Виктории. У Романа же победа в этом споре — без явного преимущества. Ибо (еще раз рискну высказать «особое мнение») спортивное движение, как многим кажется, «пошло наперекосяк» во многом из-за того, что мировой общественности часто напоказ выставляют надуманные и зачастую слишком мелкие либо сугубо местные проблемы. Вроде нелепой ситуации с господином Мори. Или ушедших в спортивную тему разборок между политиками. Неужели уже нашли оптимальное решение актуальнейшей проблемы — обеспечения безопасности зрителей на спортивных аренах в связи с пандемией коронавируса? Кому нужна та же Олимпиада в Токио, если трибуны будут пустые или полупустые? Об этом нужно думать в первую очередь. И обсудить как следует — если есть, конечно, что сказать.

Александр НЕСТЕРОВ.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter