Не близость стандартов, а совместимость программ

Александр Жук: ISO 9001 для вузов - это не бюрократическое новшество

Что приобретет белорусская высшая школа с приведением вузовских систем менеджмента качества в соответствие с требованиями международных стандартов

Второй год высшая школа живет под «знаком» приказа № 1000 Министерства образования. Документ определяет развитие университетских систем управления качеством и приведение их в соответствие с требованиями национальных и международных стандартов. Необходимость в этом возникла не вдруг. Вузы должны учитывать тенденции в мировом образовательном пространстве. А дипломированному специалисту важно быть уверенным, что полученные им в университете знания будут соответствовать постоянно изменяющимся требованиям всех заинтересованных сторон: общества, государства, работодателей. Собственно, системы менеджмента качества в вузах работали всегда. Однако сейчас назрела необходимость адаптировать их к требованиям международных стандартов ISO 9001, что значительно расширит возможности для интеграции белорусских вузов в мировую образовательную систему, повысит престиж отечественных университетов. О тонкостях такой работы, ее преимуществах для высшей школы и возникающих «подводных течениях» корреспондент «Р» беседует с первым заместителем министра образования Александром ЖУКОМ (на снимке).

— Безусловно, сертификация даст значительный результат. Во-первых, у вузов появляется возможность изучать, обобщать и практически использовать мировой опыт менеджмента качества в сфере высшего образования, а следовательно, и быть включенными в глобальное образовательное пространство. Тем самым повышается конкурентоспособность, имидж вузов и государства на внутреннем и внешнем рынках. Это особенно важно в наше время, в условиях глобализации и формирования новой экономики, основанной на знаниях. Сертификаты предоставляют обществу гарантию соблюдения законов и норм в области высшего образования, они также значительно облегчают последующие процедуры аттестации и лицензирования в этой сфере. Студенческому сообществу сертификаты гарантируют возможность получения качественного образования за счет совершенствования управленческой деятельности в вузе, повышения квалификации его профессорско-преподавательского состава. Одновременно и у работодателей появится большая уверенность в том, что вузы постоянно работают над качеством подготовки специалистов и оно соответствует современным требованиям рынка труда.

— Цели, действительно, серьезные. Можно представить, какая масштабная подготовительная работа предшествует в вузах сертификации.

— Причем масштабная она на всех уровнях. Начинается все с обучения высшего руководства и персонала вузов принципам и методам менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009. Впоследствии оформляется политика и программа учреждения образования в области качества с учетом мнений основных потребителей, разрабатываются необходимые документы, проводится внутренний аудит. Отмечу также, за счет каких слагаемых при сертификации можно повысить качество образования. В вузах, которые уже получили сертификаты, особо подчеркивают значительное сокращение количества документов, регламентирующих основные и вспомогательные процессы. Это происходит за счет упорядочения деятельности всех структурных подразделений и сотрудников. Можно говорить о новой этике управления качественно новыми процессами.

Сертификаты системы менеджмента качества есть уже в ряде вузов. Первым здесь стал Белорусский государственный технологический университет.

— Александр Иванович, насколько близка политика в области качества в отечественной высшей школе той, которая проводится сейчас за рубежом? Можно ли говорить о том, что с внедрением стандарта ISO 9001 мы примеряем на себя чужую образовательную модель, и не приведет ли это к ломке лучших наработок наших университетов?

— Утверждать, что с внедрением этого стандарта мы примеряем на себя чужую образовательную модель, было бы неверно. Ведь мы говорим только о системе менеджмента качества, а это иное понятие, и к нему предъявляются иные требования. Не приведет это и к ломке лучших наработок наших университетов, а, напротив, будет способствовать их развитию. Кроме того, стандарт ISO 9001 не предполагает заданного алгоритма действий, а позволяет каждой организации, в нашем случае — вузам, иметь свою уникальную систему менеджмента качества. В ней находят отражение и особенности, и традиции, и организационная культура, и достижения, и обеспеченность ресурсами каждого отдельного вуза. В вузах самостоятельно определяют перечень характерных процессов, при этом 6 процедур являются обязательными.

Отвечая на первую часть вашего вопроса, напомню, что в настоящий момент на мировом образовательном пространстве действует несколько групп стандартов, среди которых — ISO, ENQA, EFQM. Накопленный в рамках Болонского процесса опыт нашей страны по обеспечению качества образования нашел отражение в стандартах Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA).

Подчеркну, что, например, в странах Евросоюза отсутствуют образовательные стандарты, аналогичные стандартам Беларуси, России и Казахстана. Поэтому правильнее говорить не о близости национальных образовательных стандартов с, например, западными, а о совместимости образовательных программ. Наши программы предусматривают большую аудиторную составляющую и, соответственно, более фундаментальную подготовку. В европейских вузах больше внимания уделено самостоятельной работе студентов и более узкой, специализированной подготовке.

В Беларуси утверждено более 400 образовательных стандартов нового (второго) поколения. С 2008 года на них перешли все отечественные вузы. Замечу, что в России уже разрабатываются стандарты третьего поколения, где активно учитываются наши стандарты второго поколения...

— С какими проблемами сталкиваются вузы при сертификации?

— Главная проблема — переломить сознание коллектива вуза, убедить людей в том, что это не бюрократические новшества, которые ведут к увеличению отчетности, созданию различных дополнительных документов, форм и прочего. Польза от сертификации для вуза, действительно, есть, но лишь тогда, когда этой идеей проникнется каждый член коллектива. Кроме того, стандарты ISO написаны специфическим языком, так как используются в различных сферах экономики и должны носить универсальный характер. Без специальной подготовки понять этот язык работникам непросто. Но все это преодолимые трудности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter