Проверено: все ли «спящие полицейские» в Минске соответствуют стандартам?

Не бей, лежачий!

«Это особенное удовольствие — ездить на авто: направлять, маневрировать. Единственное, что портит настроение — вот они, — водитель такси притормаживает, заднюю часть машины подкидывает на «лежачем полицейском». — На «трамплине» настроение уходит. Есть хорошие искусственные неровности, когда авто плавно притормозило, переплыло бугорок. А бывает ощущение, что зубные пломбы могут высыпаться». Корреспондент «Р» проверила на дорогах в Минске искусственные неровности.

А как вы относитесь к «лежачим полицейским»?

Настоящее потрясение 

Прежде чем выйти на уличные дороги и поклониться им с линейками, рейкой и рулеткой, провела опрос среди знакомых автомобилистов и таксистов: на что, господа, жалуемся? В топ ответов лидируют следующие: приходится притормаживать намного больше, чем просит дорожный знак — 40 км/ч, происходит постепенный выход из строя элементов авто, заезд на «лежачий» какой-то высокий, неплавный. 

В официальном документе, государственном стандарте Беларуси — СТБ 1538 2013 — прописаны технические условия для создания искусственных неровностей: правила их устройства, технадзор за их содержанием и другое. Первое знакомство со стандартом — определение, что такое искусственная неровность. Это «конструкция, устраиваемая в виде возвышения на проезжей части дороги с целью принудительного снижения скорости движения транспортных средств или предупреждения водителей транспортных средств о приближении к опасному участку дороги путем шумового воздействия (СТБ 1300)». 

Конструкции искусственных неровностей (ИН) классифицируют в зависимости от назначения и условий применения: наша цель — именно «лежачие полицейские». Их изготавливают криволинейной или трапециевидной формы. И, конечно, чтобы автомобилисты заметили их, они должны быть обозначены, а также выделены. В СТБ имеется схема, метод контроля ИН, а также формула для расчетов. Для измерения используют трехметровую рейку по ГОСТ 30412 и две линейки по ГОСТ 427. Линейки устанавливают вертикально по обе стороны конструкции. Трехметровую рейку укладывают горизонтально на поверхность конструкции. 

Не претендую на то, чтобы выносить вердикт эксперта — использую свои две одинаковые простые линейки и трехметровую рейку. Сажусь с напарником в авто и выдвигаюсь в путь. Первая проверочная улица — и сразу пять «лежачих полицейских» на расстоянии друг от друга. Это проспект Любимова. 

Трехметровая рейка, две линейки и рулетка — вот чем измеряли. 

Взяли высоту

Приклоняемся к первому. Кладем рейку, устанавливаем линейки. В СТБ есть формула. Чтобы понять, соблюдена ли высота неровности — в формуле это Н, проводим отсчеты по левой (h1) и правой (h2) линейкам соответственно как расстояние от основания конструкции искусственной неровности до нижней грани рейки. Измерения одной и второй линейки суммируются, делятся на два, получается высота. Ширину неровности измеряем рулеткой. Слева линейка показала 4,6, справа — 4,5. Средняя высота — 4,55. Длина — 1,88. Это норма? Да. На участках, где максимально допустимая скорость движения 40 км/ч, высота конструкции не должна достигать более 6 сантиметров (0,060 метра). Максимум, какая высота может быть — 0,065 метра при максимальной скорости 20 км/ч.

Проверяем еще несколько на том же проспекте — все в норме. Разве что на разных улицах разнятся показатели — где-то высота 4,5 сантиметра, ширина 1,90 метра, например, на улице Слободской. Где-то 5,5 сантиметра высота, ширина 2,30 метра — Чюрлениса. Но в этом проблемы нет. Чуть больше высота — 6,25 сантиметра — на улице Громова. Такая же величина встретилась на улице Космонавтов. 

Подъедем к школам, где чаще и устанавливают в целях безопасности неровности. Например, на улице Яна Чечота — 5,5 сантиметра. А на проспекте Жукова — 6,5 сантиметра высоты, 2,20 м — ширины. Здесь скорость должна быть не более 40 км/ч. Но, как показала высота, она соответствует знаку — 20 км/ч. Должно быть, подстраховка? Все-таки рядом дети туда-сюда снуют. 

На Горецкого высота одного из «лежачих» составила 6 сантиметров, знак — 40 км/ч. На улице Лещинского — 6,75 сантиметра при знаке 40 км/ч. Не сходится. На улице Петра Глебки при тех же 40 км/ч замеры показали: высота конструкции 7,5 сантиметра … 

Самый интересный для нас замер — улица Якуба Коласа, где проходят трамвайные пути — по СТБ неровности там не должны устанавливаться. Но они есть. Несколько человек заверяли: «Вот там точно с высотой что-то не так». Проверим! Итак, несколько «лежачих». У одного высота 5,9, у другого — 6. При знаке 40 км/ч. Безусловно, водители скидывают на спидометре еще больше — иначе есть опасность испортить машину. В Госавтоинспекции на вопрос о том, почему на улице Якуба Коласа установлены искусственные неровности, где проходят трамвайные пути, ответили следующее: крайне вынужденная мера — это аварийный участок улицы. Здесь были ДТП.

Мы объездили множество улиц города, сделали замеры 25 «спящих». И основное количество неровностей оказалось в норме. У шести «полицейских» высота соответствовала СТБ — до 6,5 сантиметра включительно, но знак скорости вместо 20 км/ч был 40 км/ч. Еще у одного высота превысила норму. 

Участки дорог с устроенными искусственными неровностями должны быть оборудованы дорожными знаками и дорожной разметкой.

Неровность особого назначения 

В Минске искусственные неровности начали устанавливать с 1995 года. Уже сейчас их количество достигает более 1400. В этом году они появились на 43 участках улично-дорожной сети. Места установки «лежачих полицейских» определяет ГАИ. Заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей Зырянов говорит, что их установка — вынужденная мера:

— Она необходима для принудительного снижения скоростного режима движения транспорта. После установки неровности аварийность на участках снижается до 40 процентов. Это действительно действенная мера в местах концентраций ДТП, а также там, где имеются выходы на проезжую часть с учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, крупных магазинов и торговых точек, и на других опасных участках дорог, когда это обусловлено необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения. 

После определения Госавтоинспекцией мест, где искусственные неровности необходимы, их устанавливает КУП «Горремавтодор Мингорисполкома» и его структурные подразделения, а также ГО «Минское городское жилищное хозяйство». В осмотре, замерах, прописанных в СТБ 1538 (определение высоты, ширины, угла наезда и другого), участвуют не только специалисты этих организаций, но и сотрудники ГАИ. 

К слову, если у вас есть нарекания к каким-либо искусственным неровностям, скажем, их высота не соответствует СТБ, то нужно обращаться в ГАИ, районный «Ремавтодор». «Лежачего» обязаны осмотреть и в случае необходимости «вылечить». 

Поверхность конструкций искусственных неровностей должна быть без сколов и трещин.

Расскажи, чем дышишь? 

Родина термина «спящий полицейский» (от английского — sleeping policeman) — Великобритания. Там теперь обсуждается отказ от них. Почему? Проблема в том, что на участках, где машина вынуждена останавливаться, а затем вновь разгоняться, она выбрасывает куда больше вредных веществ, чем в случае, когда едет без остановок. Сейчас в Великобритании прорабатывается вопрос именно об ограничении скорости в зонах, где это необходимо, но не об остановке авто. Примерно то же самое пытаются делать у нас: то, чем мы дышим, напрямую влияет на здоровье горожан. Максимальный выброс вредных веществ механическим транспортом — около 60 процентов. Торможение автомобиля приводит к большему в несколько раз выбросу загрязняющих веществ в воздух и, конечно, увеличивается и рост потребления топлива. О каких веществах идет речь при работе авто? По информации Минприроды, основные вещества, выделяемые транспортными средствами: СО — оксид углерода, NOx — оксиды азота, а также твердые частицы и летучие органические вещества. Все они входят в число вредных выбросов. 

Чтобы выбросов было меньше, в последние годы у нас улучшился профиль искусственных неровностей. Должно быть, вы видели некоторые пешеходные переходы, которые представляют собой выпуклую широкую невысокую искусственную неровность. По таким легче проезжать на скорости 40 км/ч. 

Мероприятия по решению многих городских вопросов, в том числе организации транспортного движения и перемещения пешеходов, внесены в Стратегию по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь на период до 2020 года. Там содержится план мероприятий, призванный снизить нагрузку на город. Сужение дорог — одна из альтернатив «спящим полицейским». Минимизация выбросов возможна также благодаря координированному регулированию движения, «зеленым волнам» — транспорт двигается с определенной средней скоростью, меньше выделяя вредных веществ. 

kasel@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter