Что происходит на чемпионате мира по лыжным гонкам?

Не ахти в Лахти

Упавший во время командного спринта на чемпионате мира норвежец Эмиль Иверсен, испугавшись угроз болельщиков врезавшегося в него финна, досрочно покинул Лахти. Швед Калле Хальфварссон пообещал выступить голым на чемпионате Швеции, если победу в воскресном марафоне одержит Петер Нортуг (ранее обещавший подобную же акцию в случае успеха Хальфварссона в скиатлоне), а оставшаяся без медали в своей коронной гонке полька Юстина Ковальчик скромно пообещала Марит Бьорген взять реванш на Олимпиаде в Пхенчхане. Страсти на чемпионате мира по лыжным гонкам в Финляндии кипят. Белорусы, увы, вновь вынуждены довольствоваться ролями даже не второго, а еще более дальнего плана.

Фото  РЕЙТЕР.

Нет, если вспомнить, что участие в чемпионате мира принимают около 700 спортсменов из более чем 50 стран, то выступление белорусской сборной вполне может сойти за приличное. Колумбийцев, вон, вообще сняли с дистанции командного спринта, не дав преодолеть даже первого круга (к этому времени лидеры уже закончили второй). Но, если серьезно, хвастаться нам пока, увы, нечем. В индивидуальном спринте лучшим белорусским результатом стало 34–е место Михаила Куклина (девушки — в пятом десятке). На старт скиатлона женская команда и вовсе решила не выходить в угоду командному спринту, в котором забуксовала на стадии полуфинала. Лучшим же в составе нашей команды в соответствии с пугающей традицией вновь является ветеран Сергей Долидович, завершивший скиатлон на 24–й позиции. Пугающей — это потому, что два года назад на чемпионате мира в Фалуне Михаил Семенов, например, в гонке на 15 километров был 12–м, Юрий Остапенко в скиатлоне — приблизительно там, где сегодня начинаются наши лучшие (не считая Долидовича) места, а на эстафеты спортсменов в этот раз у нас вообще не набралось. При этом в 2013 году на чемпионате мира мужская команда в спринте была в десятке с 12–секундным проигрышем победителям, а женщины на 40–х местах барахтались усилиями Инны Лукониной, Екатерины Рудаковой и Валентины Каминской. Тогда подобные результаты посчитали неудачей. Почти дном, которое, как оказалось, можно запросто пробить.

При этом один из самых опытных тренеров страны — Виктор Шапоров, воспитавший в ДЮСШ Климовичей немало именитых лыжников и биатлонистов, включая Вячеслава Толкачева и Леонида Корнеенко, убежден: винить спортсменов в нынешних результатах — все равно что поклейкой обоев пытаться удерживать разваливающийся дом.

— Результаты, которые мы сегодня видим в Лахти, не соответствуют потенциалу наших спортсменов. Сегодня очень много говорят, что лыжи и биатлон — «не белорусские» виды. Дескать, у нас нет ни условий, ни погоды. На самом же деле вопрос лишь в том, чтобы правильно организовать тренировочный процесс. Не бросаться при каждой возможности за третьесортными российскими гонщиками, а вспомнить, что у нас есть и свои прекрасные ребята и девушки. Юрий Остапенко, Александр Воронов, молодые лыжники, которых мы, каждый год выезжая с нашей школой на сборы в Мурманск, встречаем сотнями! Я уверен: если взять лучших белорусских юношей и девушек и дать им действительно хорошего тренера, лыжные гонки можно подтянуть до весьма серьезного уровня. Посмотрите на результаты: на Олимпийском юношеском фестивале в Турции наши ребята и девушки финишировали не ниже двадцатки. Парень из Городка — Тимур Ласкин — и вовсе был одиннадцатым. Хорошие ребята есть в Новополоцке... В прошлом году мой воспитанник Владислав Грибов стал победителем «Праздника Севера» в Мурманске, где бежали лучшие из российской молодежи. Таких примеров было много, но около 80 процентов талантливых ребят по пути к сборной или теряются, или «сдуваются». На каком–то этапе тренеры начинают выжимать их ради результата, а потом вчерашние победители оказываются никому не нужны. Вот, к примеру, Юрий Остапенко. С тех пор как мы передали его в УОР, результаты неуклонно падали, зато нынешний сезон, в котором Юра начал работать отдельно (с Сергеем Долидовичем), становится явно лучшим в его карьере. Кстати, долголетие самого Долидовича также является следствием планомерной, постепенной работы, которую в свое время проделали с этим спортсменом. И селекции, в которой мы пока, увы, тоже сильно отстаем. Вот с этого нам и нужно начинать работу, чтобы не случалось больше ситуаций, когда ребята, признанные «слабыми» и оставшиеся тренироваться в нашей климовичской школе, через год–два начинали обгонять тех, кого передали дальше по цепочке.

Лучший стимул — дети


Фото  РЕЙТЕР.

Марит Бьорген — шестнадцатикратная чемпионка мира. Выиграв на чемпионате мира в Лахти классическую гонку на 10 километров, норвежская спортсменка окончательно утвердилась в ранге самой титулованной лыжницы в истории чемпионатов мира. Конечно, и одной из самых неоднозначных тоже. Скандалов и спекуляций вокруг химической основы величия почти 37–летней (самая возрастная победительница в истории чемпионатов мира) спортсменки в последнее время случилось едва ли не больше, чем вокруг россиян. И в том, что с трона королевы чемпионатов мира Бьорген в Лахти потеснила нынешнего президента Российской федерации лыжного спорта Елену Вяльбе (14 титулов), многие увидели определенный символизм. Впрочем, если присмотреться к светлой стороне медали Марит, то можно ненароком увидеть тень Дарьи Домрачевой. Родившая в 2015 году сына норвежская спортсменка вернулась в большой спорт и спустя сезон вновь поднялась на трон. Кстати, в следующем году на Олимпиаде в Пхенчхане обе молодые мамы могут переписать еще одну страницу истории. По числу олимпийских медалей Бьорген делит первое место с советской лыжницей Раисой Сметаниной и итальянкой Стефанией Бельмондо. Три золотые награды белорусской биатлонистки поставили ее на один уровень с немкой Кати Вильхельм. И обе, похоже, всерьез настроены исправить эту неопределенность.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter