НДС: надо динамичнее сотрудничать

Посол Владимир Григорьев убежден, что трудности в торговле между Россией и Беларусью — дело временное
Посол Владимир Григорьев убежден, что трудности в торговле между Россией и Беларусью — дело временное

В первой половине января товарооборот Беларуси и России снизился вдвое. Не стал ли тому причиной новый порядок уплаты налога на добавленную стоимость? Этот вопрос корреспондент «СБ» задала Чрезвычайному и Полномочному Послу Беларуси в Российской Федерации Владимиру ГРИГОРЬЕВУ.

— Для начала года активность в сфере экономики не характерна в принципе. А нынче — особый случай: деловая жизнь в России возобновилась только после завершения длительных новогодне–рождественских каникул, в середине января. Далеко не все деловые структуры и бизнесмены были осведомлены о новом механизме взимания косвенных налогов. Федеральная налоговая служба, например, информировала свои первичные звенья — налоговые инспекции — лишь 12 января.

Поэтому многие российские предприниматели, страхуя риски своего бизнеса, стали завышать контрактные цены, включая в них суммы ранее уплачиваемых в федеральный бюджет налогов. Другие же и вовсе временно приостановили сделки с белорусской стороной. Как результат, в первой половине января взаимный товарооборот между нашими странами снизился. Хотя главы правительств Беларуси и России при подписании соглашения в Астане 15 сентября 2004 года официально заявили, что «переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не создает экономических предпосылок и не является основанием для повышения цен на экспортируемые товары».

— Были ли подобные трудности у других стран Содружества при введении этого налогового метода? В первую очередь интересен опыт российских партнеров по Единому экономическому пространству — Казахстана и Украины.

— Межправительственные соглашения России с Казахстаном и Украиной о взимании косвенных налогов по стране назначения вступили в силу с 1 июля 2001 года. На украинские товары НДС начислялся при ввозе в Россию. В результате в III квартале 2001 года украинский экспорт уменьшился почти вдвое по сравнению с предыдущим кварталом. Падение продолжалось и в 2002 году. Но уже в 2003 году объем торговли увеличился на треть. При переходе на взимание НДС по принципу страны назначения во взаимной торговле Казахстана с РФ ставка налога была снижена с 20% до 16%, что смягчило негативное влияние на российско–казахстанский внешнеторговый оборот, однако повышение отпускных цен без НДС произошло, как и в Украине.

При всех этих нюансах не будем забывать: Беларусь и Россия — единственные в СНГ страны, между которыми нет таможенной границы.

— Как развивается ситуация сейчас?

— Недавно в Москве представители налоговых служб двух стран согласовали формы соответствующих документов, которые необходимо предоставлять субъектам хозяйствования при уплате НДС. Кроме того, были рассмотрены допущенные ошибки, определены координаторы в каждой из стран для оперативного разрешения возникающих сложностей в реализации соглашения. В полной боевой готовности и представители таможенных служб наших стран. Заинтересованность в урегулировании ситуации взаимная. В ходе консультаций представители ФНС России заверили белорусских коллег в том, что все российские налогоплательщики получат исчерпывающую информацию до 20 февраля текущего года — даты поступления первого налогового платежа.

— В какие сроки Беларуси и России удастся стабилизировать ситуацию вокруг НДС?

— Вопрос непростой. Многие привычные схемы уже не вписываются в новые правила. Это касается, к примеру, дилерской сети белорусских предприятий в России, если поставщики будут пытаться сохранить необоснованно высокие контрактные цены. Возможно, не все покупатели смогут подтвердить факт уплаты налогов на своей территории, а значит, их партнеры на другой стороне будут вынуждены платить за них из своего кармана (это касается фирм–«однодневок», «челноков» — словом, неплатежеспособных либо недобросовестных бизнесменов, работающих по так называемым «серым» схемам). Впрочем, по итогам 2004 года их доля во взаимном белорусско–российском товарообороте около 10%.

Совместными усилиями мы уже в I квартале текущего года должны не только стабилизировать ситуацию (то есть сохранить наши торгово–экономические отношения на уровне 2004 года), но и создать все условия для последующего увеличения белорусско–российского товарооборота. Время диктует белорусам и россиянам необходимость создания современных товаропроводящих сетей, торговых домов, новых торгово–экономических и финансово–производственных структур, холдингов, корпораций.

Партнеры шаг за шагом начинают взаимные поставки продукции с нулевой ставкой. Что особенно важно — это касается таких ключевых отраслей, как нефтехимия и машиностроение. К примеру, в начале текущего года российские ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Сибнефть» начали поставки сырья на Мозырский нефтеперерабатывающий завод, исключив из январской цены величину НДС. Стороны продолжат выработку взаимовыгодных ценовых условий на последующие периоды, принимая во внимание зависимость российских цен на нефть от мировой конъюнктуры.

Эффективно сотрудничают ОАО «ГАЗ» и Минский моторный завод. Вопреки скептическим рассуждениям некоторых «экономистов» о невозможности взаимодействия предприятий с разными формами собственности заводы еще в апреле 2004 года заключили договор о сотрудничестве на 5 лет. В январе — ноябре прошлого года в Нижегородскую область осуществлены поставки более 6 тыс. белорусских двигателей на 12 млн. долларов. Предприятия адаптировались и к нынешней ситуации. На 20 января нижегородцам отгружено 500 дизельных двигателей более чем на миллион долларов с применением нулевой ставки НДС. По итогам января поставка увеличится в 2,5 раза по сравнению с январем прошлого года. Всего в текущем году белорусы планируют отгрузить на экспорт около 15 тыс. двигателей. В свою очередь, горьковчане осуществили январскую отгрузку на ММЗ и Борисовский завод «Автогидроусилитель» комплектующих и узлов на сумму около 700 тыс. долларов по новым правилам. Импорт же наших товаров в Россию если и подорожает, то по другой причине. «Газпром» не пошел на поставку нам газа по «нулевой ставке», то есть не снял НДС с цены. Таким образом, нашим потребителям газ обходится дороже на 18%. Белорусская сторона ведет работу с российским руководством, чтобы цена на газ, как говорится, стала «на свое место».

Хорошие вести мы получили из налоговой инспекции Санкт–Петербурга. Субъекты хозяйствования этого региона осуществляют экспорт в Беларусь комплектующих, сырья и материалов по «нулевой» схеме. В аналогичном режиме начались ритмичные поставки апатитового концентрата из Мурманской области на Гомельский химический завод.

Уверен, что у нас есть все предпосылки для того, чтобы гораздо быстрее, чем Казахстан и Украина, адаптироваться к новым условиям. Ведь экономики наших стран глубоко интегрированы, мы фактически создаем совместные продукты во многих отраслях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter