В Союзном государстве в скором будущем может появиться собственный электромобиль

Назови его по имени

В Беларуси может быть реализован пилотный проект Союзного государства по электромобилям — об этом сообщил на ХХVI Белорусском энергетическом и экологическом форуме генеральный директор белорусско-китайского СП «БелДжи» Геннадий Свидерский.

Задача дня — наладить выпуск бюджетных моделей электромобилей.
 
Перспективная задача компании — создание электромобиля в максимальной степени отечественного.

— Совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси мы проводим ряд работ и консультаций, — конкретизировал Геннадий Свидерский. — Ведутся переговоры с китайскими компаниями и концерном «АвтоВАЗ». Мы хотим использовать наработки ученых для создания эффективной платформы электромобиля. К тому же у нас на предприятии есть современные технологии, которые можно применить. Проект мог бы быть окупаемым и взаимовыгодным, а также в меньшей степени зависеть от китайского автопрома. По мере того как все будет согласовано, мы более детально проинформируем о создании союзного автомобиля. Его условное название — КАМА-1.

Беларусь не новичок в производстве электротранспорта, в первую очередь городского. Речь не только о трамваях и троллейбусах, выпускаемых минским предприятием «Белкоммунмаш». Здесь, а также на Минском автозаводе серийно производят многоместные электробусы, органично вписавшиеся в транспортную сеть столицы и других крупных городов страны. На обоих предприятиях созданы и опытные экземпляры электрогрузовиков.

Ну а электрические легковушки модели «Геометри» уже серийно выпускаются на упомянутом СП «БелДжи», пока, правда, из китайских комплектующих. «Геометри» получили положительный отзыв потребителей, отметил гендиректор предприятия. Планируется в 2022 году поставить дилерам еще некоторое количество таких машин. В то же время стоит задача наладить выпуск более бюджетных моделей электромобилей, отметил Геннадий Свидерский.

— Ожидается, что в мире в этом году продажи электромобилей увеличатся на 10 процентов и достигнут шести миллионов штук, — отметил он. — У Беларуси есть уникальная возможность присоединиться к этой тенденции. Так, проведена проработка производства электрического ситикара китайской фирмы JAC Motors стоимостью около 12 тысяч долл. в эквиваленте. Машина с мотором мощностью 60 лошадиных сил способна разгоняться до 102 километров в час. Предполагается привлечь к сборке этой модели завод «Юнисон» под Минском. Также рассматриваются возможности выпуска более мощного электромобиля «Геометри-Е».

Все это — лишь отдельные элементы республиканской программы развития электротранспорта в 2021 — 2025 годах, принятой Правительством Беларуси. В соответствии с ней в упомянутом Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси проводятся научные исследования — от создания электромобиля до утилизации его отработанных батарей. Помнится, все начиналось здесь несколько лет назад с китайской легковушки, укомплектованной собранными «на коленке» электромотором, батареями и другими агрегатами. К сегодняшнему дню, отметил генеральный директор организации Сергей Поддубко, уже создан типоразмерный ряд высокоскоростных электромоторов и коробок передач к ним. Так, двигатели мощностью 130 квт предназначены для грузовиков общей массой до 12 тонн, мощностью 80 кВт — для небольших однотонных развозных грузовичков. Создаются и двигатели мощностью 200 кВт для автобусов большой вместительности.

Опытные образцы изделий уже изготовлены на могилевском заводе «Электродвигатель». Их серийное производство позволит обеспечить импортозамещение высокотехнологичной продукции. Объединенный институт машиностроения также обладает широкими компетенциями в разработке транспортных средств, включая их дизайн. Совместно с Минским автозаводом спроектированы модели среднетоннажного электрического грузовика, а также мусоровоза и перронного электробуса для аэропортов. В институте разработан робототехнический беспилотный комплект на базе трактора МТЗ, ставший сенсацией нескольких недавних выставок. Также в Беларуси налажен выпуск линейки стационарного оборудования для подзарядки электромобилей. Эти новинки рассчитаны в первую очередь на союзный рынок и вызывают оживленный интерес российских партнеров.

— Мы давно сотрудничаем с белорусскими коллегами, — подтвердил руководитель направления электротранспорта ООО ­«РЭНЕРА» госкорпорации «Росатом» Алексей Горяев. — Задача — выстроить цепочку от добычи лития до утилизации аккумуляторов. В Калининграде будет построен завод по производству литий-ионных ячеек. А в Дзержинске — предприятие по переработке аккумуляторов. С белорусскими учеными ведем исследования по созданию натрий-ионных накопителей энергии.

В ТЕМУ

Как прозвучало на ХХVI Белорусском энергетическом и экологическом форуме, в Беларуси сейчас насчитывается более 10 тысяч электрокаров, в России — около 19 тысяч.

bibikov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter