Назло маме отморожу уши

Эксперты: Кризис в отношениях Беларуси и ЕС продлится не более года

Кризис в отношениях Беларуси и ЕС продлится не более года, считают эксперты

После того как в 2009 году Беларусь стала членом европейской инициативы «Восточное партнерство», казалось, отношения ЕС и нашей страны пошли на лад. Полтора года все так и было. Мы обменивались «высокими» визитами, строили совместные планы, разрабатывали взаимовыгодные проекты. Создавалось впечатление, что после многих лет проведения политики изоляции наши западные партнеры наконец осознали, что такой подход ведет в тупик, а значит, к прошлому возврата больше нет… Оказалось, есть. Поводом для «отката», как известно, стали вечерние события 19 декабря 2010 года. Сегодня многих интересует, сколь долго продлится напряжение в отношениях Евросоюз – Беларусь и сможет ли оно реально навредить развитию нашей страны? С этими вопросами «Р» обратилась к известным политологам.

Михаил ДЕЛЯГИН, Москва:

— Европейская экономика сейчас чувствует себя очень нехорошо, ведь в мире продолжается глобальная экономическая депрессия. В этой ситуации белорусский рынок, состоящий из 10 миллионов человек, представляет собой большую ценность.

Поэтому Европа и впредь будет заниматься санкциями в отношении умерших людей, закатывать истерики, применять компрометирующие ее саму «меры реагирования», но экономическое сотрудничество в тех сферах, где оно есть, никто ограничивать, а уж тем более отменять не станет. Белорусский транзит, надежность вложенных инвестиций и многое другое, что гарантирует ЕС Беларусь, – абсолютная ценность для Европы, которая сегодня цепко держится за каждый евроцент. Так что получается каламбур: Евросоюз может не дать визу, но он не может ее не дать. Ему придется. Этого требует реальность.

Экономические трудности, которые испытывает сегодня ваша страна, – это не есть результат какого-то особого отношения к вам Евросоюза, это издержки глобальной экономической депрессии. Большое заблуждение думать, что она уже миновала. Не миновала. Она больно бьет по экономикам многих стран, в том числе и по белорусской. Помочь вам в этой ситуации может, например, привлечение новых технологий из бывшего советского ВПК: их отбор и коммерциализация. Эти технологии есть и в России, и в Украине, но там они не могут найти себе применение. Будьте мудрее, создавайте свой технопарк.

Что касается политического диалога… Ваш МИД старается вести разговор с европейскими чиновниками как со вменяемыми людьми, а это, как показывает практика, не всегда адекватно. Европейский чиновник – это аналог магнитофонной записи: вы нажимаете клавишу — и «проигрывается» некая мантра, которую нельзя изменить. Дело в том, что 27 совершенно различных не только в хозяйственном, но и в культурном плане народов и стран, объединившись, могут прийти к консенсусу только за счет кого-то третьего, кто не входит в Евросоюз. Причем выработка того или иного решения – это плод многоуровневых, долгих, кропотливых согласований. На том держится Евросоюз. Поэтому в политическом плане вам и впредь будет очень трудно договариваться.

Хотя инициатива «Восточное партнерство» очень выгодна Евросоюзу. Ведь это, по сути, программа по приведению юридических систем стран —его участниц в соответствие с европейским правом: чтобы в конечном итоге европейский бизнес чувствовал себя в этих странах как дома. Но в отношениях с Беларусью еврочиновники ведут себя по принципу: «Назло маме отморожу уши». То есть из каких-то не очень понятных политических соображений они очень конкретно вредят собственному бизнесу. Но я полагаю, это лечится.

Юрий ШЕВЦОВ, Минск:

— Я не сомневаюсь, что кризис в отношениях с Евросоюзом, который мы сейчас переживаем, будет преодолен. Если ничего неожиданного не случится, то можно примерно прикидывать, как и когда. Думаю, дна этого кризиса стороны еще не достигли. Пока не завершатся суды над задержанными участниками беспорядков
19 декабря, о налаживании контактов говорить не приходится. Полагаю, конфликт в той или иной степени напряженности будет длиться в течение этого года. Свет в конце тоннеля я связываю с приближением парламентских выборов в нашей стране. Они, как известно, состоятся через два года. А предвыборная кампания начнется примерно за год до самого избирательного процесса. Есть все шансы пройти в парламент у тех, кого можно назвать конструктивной оппозицией, кто проявил себя, в том числе и во время недавних президентских выборов, как здравомыслящие люди. В этот период Запад вновь проявит к нам большой партнерский интерес и начнет подтягиваться сюда со своими предложениями.

Что же касается известных персонажей, которые «ярко» проявили себя на площади, думаю, они – битая карта. Даже после выхода на свободу вряд ли у кого-то из них будет шанс вновь занять лидерскую позицию. Они либо уйдут в тень, либо вообще уедут из страны. Многие, в общем-то, этого всеми силами и добивались…

Роман ВАСИЛИШИН, Киев:

— Я полагаю, что ваши отношения в ближайшей перспективе будут ухудшаться и замораживаться во всех тех сферах, где, по мнению европейских политиков, можно достигнуть какого-то пропагандистского эффекта. В основном будут страдать политические отношения, что, в общем-то, не несет решающей угрозы для Беларуси. Единственное, чего стоит опасаться, – это финансовой и торговой блокады со стороны США и ЕС, если таковая будет предпринята скоординированно. Но вероятность такого сценария видится мне невысокой.

Иные санкции, наподобие тех, что уже предприняты со стороны США и ЕС, по-моему, несущественны. Запрет для некоторых высокопоставленных лиц въезжать в Евросоюз, скорее, несет в себе выгоды для белорусского народа. Ведь если взять идеологический посыл Евросоюза другим странам, и Беларуси в том числе, то это сплошной декаданс и реклама сексуальных извращений, наркомании, социальной несправедливости, а также расовых и религиозных конфликтов. Именно всех этих проблем белорусам удается успешно избегать в последние 10—15 лет. Зачем же вам их импортировать из ЕС? От того, что белорусские министры пару лет не появятся в Западной Европе, ваша страна ничего не потеряет. У министров даже высвободится больше времени для работы над претворением в жизнь пятилетнего плана, от которого польза будет колоссальная. Кроме того, белорусских чиновников меньше будут искушать на предмет, скажем, открытия коррупционных счетов в швейцарских банках и меньше будет у западных спецслужб возможностей, чтобы вербовать ваших носителей секретной информации.

С другой стороны, экономические отношения Беларуси и ЕС будут позитивно развиваться в рамках тех возможностей и реалий, какие предоставит мировой кризис, который только-только набирает обороты.

Но главная стратегическая задача Беларуси — стойко пережить катаклизмы, связанные с развалом зоны евро, который, по многим признакам, может начаться уже в этом или следующем году. После же самоликвидации так называемой «Единой Европы» и последующего развала единой брюссельской олигархии на нашем континенте останется гораздо меньше желающих навязывать свой устав в чужом монастыре.

Сергей МУСИЕНКО, Минск:

— Я не думаю, что нам вообще стоит такое большое внимание уделять реакции Запада на наши внутригосударственные дела. И даже если кто-то за рубежом пытается в настоящее время раздуть грандиозный скандал и втянуть в него Беларусь, нам не надо в это втягиваться… Пусть подобной непотребностью занимаются те, кому больше нечего в жизни делать.

Мы в свою очередь должны отвечать на всяческие неумные и неумелые ограничения открытостью и расширением контактов с кругами разных уровней в том же Евросоюзе. Давайте активно приглашать в гости не только российских журналистов, но и западных. Пусть приезжают, смотрят на белорусскую действительность не через камеру ангажированных телеканалов, а своими глазами, пусть рассказывают объективно и непред­взято своим читателям, слушателям, зрителям, как мы живем. Уже замечено: стоит западному бизнесмену лично побывать в нашей стране, его отношение к ней кардинально меняется в лучшую сторону. Это о чем говорит? На Западе нас, действительно, плохо знают, а потому любая «лапша» принимается за чистую монету.

Поэтому, я думаю, объективное информирование западной аудитории – это для нас первостепенная задача на нынешнем этапе отношений с ЕС.

Матеуш ПИСКОРСКИЙ, Варшава:

— Сотрудничество Евросоюза и Беларуси имеет множество аспектов. Если говорить об экономическом взаимодействии, оно будет развиваться в сторону углубления и расширения. Я в этом уверен. И это не голый оптимизм: насущная потребность в экономической кооперации есть у обеих сторон. Поэтому неудивительно, что лидеры многих стран старой Европы открыто выступают против введения каких-либо экономических санкций против вашей республики. Более того, европейские эксперты и политологи считают, что их введение просто невозможно. Потому что, если посчитать количество рабочих мест, которые существуют в странах ЕС благодаря сотрудничеству с Беларусью, любые антибелорусские доводы потеряют всякую значимость.

В связи с этим предпринятые ограничения со стороны ЕС имеют символическое значение. А через какое-то время эти санкции будут и вовсе отменены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter