Вирусы поджидают нас на кнопках банкоматов и торговых терминалов, поручнях общественного транспорта

Нажми на кнопку — получишь результат

Грязные кнопки банкоматов, лоснящиеся жиром перила, запыленная клавиатура компьютера… Какие опасности подстерегают в местах общего пользования? Бактерии-враги или бактерии-друзья?

Журналист «Р» проверяла это вместе с сотрудниками Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. 

Лаборант Татьяна ИВАШНЕВА ищет вирусы на банкомате

В моем распоряжении — команда специалистов лабораторного отдела. Задача — развеять или подтвердить миф о том, что беспечные граждане, которые не моют руки с мылом, на каждом шагу могут подцепить заразу. На работе, на улице, в общественном транспорте. Сама не единожды видела людей, брезгливо тыкающих мизинцем в кнопки денежного терминала и торопящихся тут же протереть руки влажной салфеткой. Насколько опасны контакты с невидимыми человеческому глазу бактериями?

В ответ на мой вопрос главный государственный санитарный врач Витебской области Владимир Синкевич улыбается: вообще-то, санитарно-эпидемиологическая служба исследования на подобных объектах не проводит. Ведь искать бактерии на банкоматах, перилах и поручнях — это то же самое, что разыскивать, скажем, деревья в лесу. Уже по умолчанию все, что окружает человека, наполнено миллиардами микроорганизмов. В каких случаях они враги и в каких друзья? Попробуем проверить это в ходе совместного со специалистами санэпидслужбы эксперимента.

Дружная команда в белых халатах, шапочках и резиновых перчатках со специальными контейнерами в руках, появлявшаяся в этот день в разных местах города, явно вызывала настороженность людей. Представьте себе: заходите вы в туалет, а там — люди в белом с пробирками в руках…

Эксперимент мы начали прямо с витебского Дома печати. Мы с фельдшерами-лаборантами Ириной Казаковой и Татьяной Ивашневой работаем в кабинете над клавиатурой компьютера. Сначала стерильным тампоном берем с поверхностей смывы на бактерии, потом специальной губкой — на вирусы. Тампоны помещаем в стерильные пробирки, губки — в специальные пакеты. Все это — в контейнер. Пробы должны быть доставлены в лабораторию не позже чем через два часа. Иначе наши условные вирусы и бактерии вполне могут погибнуть. Так что за два часа мы намерены сделать настоящий марш-бросок.

Врач-бактериолог Олег ЗЕЛЬВИНСКИЙ исследует смывы с экспериментальных поверхностей

Определяем дальнейший маршрут. Проверять банкоматы и инфокиоски на улице при холодной погоде бессмысленно — в такой температуре вредные микроорганизмы не живут. Чисто теоретически есть шанс найти что-то интересное на аналогичных автоматах, размещенных внутри банковских подразделений, вот только одно но. Все банкоматы оборудованы видеонаблюдением, подобные проверки никем не санкционированы. Вполне реален шанс попасть до выяснения обстоятельств в отделение милиции по подозрению в установке скиммеров. Поэтому предварительно звоним в один из филиалов и просим разрешения поэкспериментировать. Добро получено. Мы быстренько, чтобы не задерживать клиентов, инспектируем кнопки банкомата и инфокиоска.

Есть! Очередные пробирки уже в контейнере, а наша бригада на спецтранспорте переезжает в одно из ближайших кафе города. Вопреки правилам мы исследуем не посуду, инвентарь или кухонные столы, а ручки дверей и спинки стульев. 

Впереди еще несколько объектов. Общественный туалет на площади Победы (честно говоря, удивил чистотой и порядком), а также… трамвайно-троллейбусное управление: решаем досмотреть один из троллейбусов прямо в депо, чтобы избежать паники в общественном транспорте. Звоню начальнику ВТТУ Василию Павлючкову. Тот не возражает против эксперимента: ищите, мол, свои бактерии сколько хотите — они мне все равно не подчиняются. На всякий случай (чтобы не подсунули нам только что вымытый и обработанный транспорт) ловим на подъезде троллейбус, который только-только возвращается в парк с маршрута. Водитель в шоке — не успел открыть дверь, а мы уже там. Как полагается — в халатах, шапочках и с пробирками. Лаборанты только что пол своими тампонами да губками не вытирали — обследовали и поручни, и ручки, и сиденья кресел. 

Что ж, время поджимает, а нам еще нужно успеть в лаборатории посеять все потенциальные бактерии в специальные стеклянные емкости с питательной средой — чашки Петри. Этот процесс занимает немало времени. Содержимое каждой пробирки высевается отдельно. А потом все они помещаются в термостат для инкубации. Тут создаются определенные температурные условия, способствующие размножению. Итак, колонии золотистого стафилококка, если что, проявятся через двое суток, возбудители дизентерии и сальмонеллеза — через сутки. Все это время за нашим уникальным «огородом» будут наблюдать профессионалы. 

Пока участники эксперимента ищут, мне показывают образцы бактериальных колоний. Здесь собрана настоящая выставка. Самая неприятная на вид сальмонелла расползлась по днищу стеклянной емкости зловещими блестящими щупальцами. Кишечная палочка действительно похожа на ровненькие палочки, а золотистый стафилококк усыпал чашку белыми зернышками, как сахаринками. Все как на ладони — даже микроскоп не нужен.

Троллейбус к таким штурмам санэпидслужбы явно не привык.

Иду в лабораторию вирусологических исследований. Для меня делают исключение (доступ в обе лаборатории посторонним лицам строго воспрещен). После переобмундирования и определенных манипуляций я могу наблюдать за процессом поиска вирусов в наших смывах. Заведующая лабораторией Татьяна Горидовец объясняет: вот с помощью центрифуги и другого оборудования мы выделяем и концентрируем содержимое губок. Полученный концентрат помещаем в специальный флакон. Оттуда — в лунки небольшого планшета… Здесь и должны встретиться возможный антиген с антителом. Их соединение обязательно зафиксирует спектрофотометр. Он и выдает результат исследования, который проводится методом иммуноферментного анализа. 

Встретиться с вирусом с глазу на глаз не удалось. В нашем случае все пробы оказались чистыми — антиген энтеровирусов отсутствует. Значит, в обследованных во время эксперимента местах нет никаких намеков на возбудителей серозного менингита, герпангины и кишечных инфекций. 

— Результат предсказуем, — констатируют специалисты. — Во-первых, сейчас не сезон. Во-вторых, всплеск данных заболеваний возникает с определенной периодичностью по годам. А в-третьих, вирусы, как и бактерии, очень привередливы и просто так не живут в окружающей среде — они быстро гибнут, так как нуждаются в условиях, приближенных к условиям человеческого организма. Так что заразиться от банкомата, терминала или дверной ручки в принципе невозможно, даже если этими предметами буквально несколько минут назад до тебя пользовался кто-то больной. Слишком большая концентрация вируса понадобится. Да и соблюсти все три непременных условия заражения, а это возбудитель — источник — восприимчивый человек, весьма сложно. Вот летом, глотнув грязной воды с кишечной палочкой в озере, ослабленный купальщик запросто может заболеть.


Заведующая микробиологи ческой лабораторией Александра Бибова тоже подчеркивает: к зловредным бактериям прежде всего чувствительны люди со слабым иммунитетом. А иммунитет зависит опять же… от бактерий, которые являются его стимулятором, поддерживая в боевой готовности к сражению со всевозможными инфекциями. Получается, что чем больше человек остерегается контактов с окружающей его средой, тем беззащитнее он становится. Такая «стерильность» может обернуться весьма плачевно при первой же его встрече с патогенным организмом. Так что все хорошо, но в меру. И руки, бесспорно, нужно мыть с мылом, но не увлекаться этим процессом, бросаясь к крану при первом удобном случае. Кстати, во рту у каждого человека вполне себе мирно в различных видах живут грибы, стрептококки, кишечные палочки, сарцины, факультативные анаэробы, микрококки, стафилококки и другие организмы. Главное, утверждают специалисты, не нарушать их баланс, чтобы бактерии-вредители не пошли в наступление. Вот почему врачи категорически не советуют заниматься самолечением и бесконтрольно употреблять какие бы то ни было антибиотики. Ведь на месте убитых безвредных бактерий вполне могут начать расселяться патогенные. А это уже чревато…

Подводим итоги проверки. Все семь смывов с поверхностей на вирусы оказались чистыми. Из 25 проб на патогенную микрофлору не опасные для человека единичные колонии эпидермальных стафилококков выявлены в двух случаях — на компьютерной клавиатуре и на дверной ручке туалета. Выводы? Чистоплотному человеку, который привык соблюдать правила личной гигиены и мыть руки после прихода с улицы и перед едой, в общественных местах ничто не грозит. Кстати, уборка банкоматов, инфокиосков и платежных терминалов регулируется исключительно внутренними правилами организаций в соответствии с заводскими рекомендациями по уходу за этими изделиями.

a_veresk@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter