Нажми на кнопку. Мы сделаем всё остальное

О компьютере

С тех пор как компьютер пошел в массы, о нем горячо спорят. Чего больше от умной машины — пользы или вреда? Одни уверены, что современная техника значительно облегчает жизнь. Глупо не соглашаться. Хорошо помню время, когда статьи приходилось писать от руки. Сколько ж я тогда извела бумаги — не счесть... Ныне некоторые друзья даже шутят по этому поводу: мол, компьютер спасает леса. Вот и школьники, студенты едва ли не хором твердят: компьютер — благо, потому что помогает учиться. В сети есть все необходимое: курсовые, рефераты, готовые контрольные. Впрочем, помогает ли — вопрос как раз спорный. Педагоги настаивают: дети, которые «гуглят» даже сочинения на вольную тему, элементарно отучаются думать.


И все ж иные современные прозаики и поэты, знаю, имея дома компьютер, творения свои ваяют по старинке. Строчат ручкой по белому, а не выстукивают сюжет романа или рифмованные строчки на «клаве». А в интервью признаются, что наедине с чистым листком лучше приходит вдохновение.


Вот и психологи, физиологи все чаще стращают нас, привязанных к современной технике: она убивает эмоции, незаметно для нас самих меняет наше мышление, сознание. Оттого, что мы ежедневно стучим по кнопкам — не только компьютерным клавишам, но и чайника, микроволновки — у нас начинает развиваться «кнопочное мышление». Звучит непонятно, оттого напрягает еще больше. Тем более что в своих исследованиях один российский ученый приводит в качестве негативного примера моих коллег–журналистов. Дескать, отчего, думаете, среди них, творческих, столько невротиков? Оказывается — тоже издержки чрезмерно активного общения с клавиатурой.


Еще больше заставляют задуматься исследования российских экспертов, подсчитавших, что около 70 процентов современных школьников не умеют грамотно писать и читать. При этом их умственное развитие — в норме. Просто дисграфия и дислексия — отклонения, которые раньше считались чисто психическими, стали социальными. Одна из причин — опять же бурное развитие современных технологий: телевизор заменил детям книжку, а компьютер и интернет — живое общение.


Что правда, то правда. Детей — на это сетуют многие родители — не оттащить от монитора. Днями висят в интернете, общаются по скайпу, в Одноклассниках. А как общаются? Сухо, скупо, деловито. На вопрос, что нового или как день прошел, я бы минимум абзац текста выдала. А 10 — 15–летний ребенок несколько раз по «клаве» шлепнет: «Все ОК» или смайликом ограничится. Некоторые и вовсе общаются междометиями. О стиле и грамотности не говорю, почитайте комментарии на разных сайтах — страшно станет за молодежь.


Опять же ученые настаивают, что из–за чрезмерного увлечения компьютером не только грамота хромает. Исчезает якобы креативность, мышление превращается в набор клише.


Могилевчанин Андрей на днях выдал историю из собственной жизни, которая здорово смахивает на анекдот. Цитирую дословно: «Я, как и старший брат, в прошлом — заядлый геймер. Только я всегда стратегии любил, а он — бродилки. Поехали мы с ним как–то на роликах кататься. Он несется впереди и вещает что–то, обернувшись ко мне. Вдруг вижу: едет прямо в яму. Глубокую очень. Мой, тогда еще детский, мозг не придумал ничего лучшего, чем заорать: «Пробеееел!!!» Знаете, он перепрыгнул».


Это я не к тому, что Андрей разучился думать. Он как раз собеседник интересный, потому что, помимо компьютера, у него масса других хобби, в том числе и литература. Вот и главный внештатный психолог Могилевской области Нелли Лаппо озабоченность коллег, что компьютерному поколению проще работать с программами, чем с людьми, не разделяет. Она уверена: компьютер — не добро и не зло. Истина, как обычно, где–то посередине. Хотим мы того или нет, но сегодня невозможно представить себе жизнь без современной техники. Если ребенку дома не читают сказки, не учат писать буквы, лепить из пластилина, вырезать что–то из бумаги, а лишь позволяют сидеть за компьютером, у него будут проблемы с мелкой моторикой. Проблем не избежать, если живому общению со сверстниками он предпочитает виртуальный мир, выпадает из реальной жизни. Но если общение с компьютером дозированно, если, помимо игрушек и интернета, у ребенка, впрочем, как и у взрослого, есть другие дела и интересы, вреда не будет. В конце концов, компьютер — всего лишь неодушевленный предмет, который дает нам много возможностей, а при неумелом использовании может породить массу проблем. Чем обернется для людей это достижение цивилизации — негативом или позитивом, зависит только от нас самих.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter