Назад в прошлое. Чем сегодня живет когда-то винная здравница СССР, а ныне независимая республика Молдова

Лететь в Кишинев из Минска всего-то полтора часа, но ощущается этот путь словно путешествие во времени. Послевкусие ушедшего в небытие Союза ощущается в Молдове особенно остро: почти все лучшее так и осталось оттуда. Как сегодня живет столица республики, почему молдаване уезжают в Румынию и зачем следует побывать в Кишиневе, выяснил корреспондент sb.by.

Код нации

На подлете к небольшому международному аэропорту Кишинева видишь холмы, покрытые виноградной лозой. Урожай в Молдове, само собой, уже убран, праздники молодого вина проведены, бутылки в сотнях подвалов по всей республике закупорены. 

Паспортный контроль проходим без проблем: белорусы в Молдове — желанные гости. Регулярный рейс Минск — Кишинев — Минск, запущенный год назад, показывает неплохие результаты.

— Количество перевезенных пассажиров (прямые) — 35 867 с момента открытия по октябрь этого года. На данный момент полеты в Кишинев осуществляются семь раз в неделю. Вылеты из Минска в 08.00 по понедельникам, средам и пятницам, в 13.10 по вторникам и четвергам, в 15.45 по субботам и воскресеньям, — белорусская авиакомпания "Белавиа" любезно делится результатами своей работы за год.

В целом цифры впечатляют. Что касается частых пассажиров, то в Кишинев белорусы летают по делам, чуть меньше людей выбирает Молдову как место отдыха.

Таксист в аэропорту использует знакомое всем белорусам мобильное приложение. Тут вообще многое на русском, хотя улицы, например, уже давно переименованы в честь национальных героев. Тем же, кто решил совершить тур в прошлое, будет трудно ориентироваться. Все изменилось, хотя при этом ничего не поменялось…

Услышав, что мы из Минска, таксист похвалился, что в прошлом году был у нас по работе. На вопрос, что видел, честно ответил: Ждановичи. 

— Знаю, что Минск не видел, но я ж на фуре был, виноград вез, Изабеллу. Очень хорошие дороги у вас, но работать дальнобойщиком стало тяжеловато. Вот перешел в таксисты, работы вроде хватает… А вообще в Молдове все уехали кто-куда. Почему я не уезжаю? Старый уже для этого, — смеется таксист.

В размышлениях шофера, думается, скрыт код молдавской нации. Многие здесь любят свою страну, но из-за отсутствия работы уезжают в Румынию —она рядом. Да и другие страны Западной Европы приютили тысячи эмигрантов. Если «там» поднимаются на ноги, то присылают деньги на родину, а потом стараются вернуться и сами, построить на земле свой дом.

Но это лишь своеобразная молдавская мечта, вернемся к молдавской реальности. Аэропорт — почти в городе, к нему ведет оживленная магистраль. На взъезде в Кишинев гостей встречают огромные советские панельки. Забегая вперед отметим, что такого наследия в столице Молдовы предостаточно —цирк, парламент и многое другое. В городе есть и свои долгострои как, например, гостиница «Националь», но достаточно и современной архитектуры.

Изнанка города

В советское время в Кишинев за якобы хорошим климатом уезжали граждане со всего Союза. Среди них были мои прадедушка и прабабушка, променявшие Минск на солнечный город на холмах. Тут они и упокоились, веря, что СССР будет жить и за могилами присмотрят. За ними и правда присматривают на одном из крупнейших кладбищ Европы — Дойне, но это стоит денег, и если вовремя не оплатить, могилу могут утилизировать и место продать. Кстати, уточнить номер могилы также стоит денег, которые нужно оплатить в администрации. Кладбище не выглядит заброшенным, но после белорусского порядка вновь удивляешься: указатели отсутствует, некрополи хиреют, бегают своры собак.

Но вернемся к туризму. К сожалению, поездка в Кишинев вряд станет откровением для путешественника. Зато в ноябре-декабре, когда в Беларуси «лiстапад» остается только в названии месяца, тут можно запросто шуршать листьями в парках, наблюдать за легко одетыми горожанами и изучать под молдавским солнцем немногие местные достопримечательности. Их не много, зато какие! Триумфальная арка, Собор Рождества Христова, памятник Штефану чел Маре, Комсомольский парк. Что-то приведено в порядок, что-то ждет вложений.

В прошлое можно окунуться и на центральном рынке. Здесь (как у нас на Экспобеле в 2000-е, помните?) продают все — от грузинских мандаринов до караоке-систем и стирального порошка. Кстати, о торговле со знаком плюс для нас. Продуктовые магазины полнятся десятками наименований белорусской молочки, стоит недорого и пользуется популярностью.

Местами Кишинев очень напоминает Одессу — здесь также растут «бесстыдницы», деревья без коры. На дорогах запросто встретить старые автобусы-гармошки, но рядом и самые современные троллейбусы белорусского производства. Это один из самых популярных городских видов транспорта. В городе несколько театров и даже блошиный рынок, где можно приобрести картины местных художников.

Думается, если бы в Молдове было море, то наверняка белорусы ездили и летали в дружественную страну чаще. За вкусной едой — аутентичной мамалыгой, плациндами, «синенькими» (баклажанами во всех видах), экскурсиями на винзаводы и в подземные подвалы-пещеры, где хранятся тысячи бутылок вина. Кстати, в пещерах завода «Криково» можно встретить … пианино «Беларусь». Оно стоит в единственном в мире подземном кинотеатре и, по словам гида, лучше звука, чем у этого инструмента, они не слышали. Отметим, что в местной подземной винотеке хранятся коллекции вин, подаренных руководителям России, Азербайджана, Германии, США и, конечно, Беларуси.

Вернуться и остаться

Кстати, современный Кишинев можно описать в двух словах — обмен валюты. Обменники здесь на каждом шагу, поменять можно любые деньги, круглосуточно. Зачем? У кишиневцев нет ответа на этот вопрос, но говорят, что это приносит деньги. Что еще приносит деньги? Кофейни, кафе, строительный бизнес. Вино тоже помогает здесь зарабатывать. 

Многие молдаване, как выяснилось, имеют румынские паспорта или карты, разрешающие право на работу в Евросоюзе. При этом держат-таки свой родной молдавский документ поближе к сердцу. Чем меньше страна, тем ценнее принадлежность к ней гражданина. Хотя работа и зовет в другие страны, все надеются вернуться домой. И если зарабатывают, то возвращаются с деньгами и задают вопросы руководству страны: чем помочь? И помогают. Но европейский отпечаток «работает» — деньги нужно вкладывать в то, что приносит прибыль.

… У нынешнего Кишинева своя притягательность, не связанная с благоустройством улиц и удобной инфраструктурой. Она в симпатичных людях, которые здесь живут, а еще — в легкости бытия (благо климат и бокал красного сухого позволяют молдаванам в ноябре-декабре не включать дорогущее отопление).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter