Назад, в пещеры!

Спелеотерапия, она же климатотерапия в условиях пещер, — одна из главных приманок для отпускника
Спелеотерапия, она же климатотерапия в условиях пещер, — одна из главных приманок для отпускника

Эту строчку многие здравницы в своих рекламных буклетах всегда стараются поставить на первое место. Модно, экзотично, а лечебный эффект какой! Стать на несколько недель «пещерным человеком» уже нисколько не зазорно.

Силы подземелья

Еще в древнеиндийской поэме «Рамаяна» описывается этот феномен: смертельно уставшие от погони воины сразу пришли в себя, найдя убежище в горной пещере и вволю надышавшись ее целебным воздухом. Но целенаправленно черпать силы из гротов, соляных копей, подземных выработок и т.п. человечество начало лишь с середины XIX столетия. Сегодня знаменитые лечебные пещеры (и созданные на их базе санатории) исчисляются сотнями по всему миру, десятками — на пространстве бывшего Союза. Что приятно, в любом перечне вы отыщете и Республиканскую спелеолечебницу, построенную на базе калийных рудников Солигорска в 1990 году. 300 млн. лет назад на этом месте была морская лагуна, затем пласт за пластом, осадочным путем, сформировался «многослойный пирог» из растворенных в воде солей и минералов. Хотя Старобинское месторождение калийных солей эксплуатируется около полувека, долгое время сюда ступала только нога рудокопа. Пока в 80–х годах прошлого века медики, изучавшие условия труда в забое, не задумались: отчего ни астма, ни бронхит аллергической природы шахтерам неведомы? «Более того, мы обнаружили, что в условиях рудника у человека в спокойном состоянии нормализуется давление, на 6 — 8 ударов в минуту снижается частота пульса, — вспоминает доктор медицинских наук, заведующий отделом медицины труда Республиканского научно–практического центра гигиены Григорий Косяченко. — Наблюдения ученых и дали толчок к созданию в Солигорске спелеолечебницы. Но самое главное, сегодня уже можно утверждать: курс такого лечения при бронхолегочной патологии дает эффект в 90 — 96 случаях из ста — и на несколько лет качество жизни больных становится выше на порядок». Другой вопрос, что даже подземная клиника площадью 3,5 тысячи кв. метров для страны маловата. По самым скромным подсчетам, в Беларуси более 65 тысяч астматиков, не считая тех, кто страдает аллергическими ринитами, бронхитами и т.д. Своей очереди «в пещеру» больные ждут по 5 — 6 лет, хотя в идеале должны бывать там ежегодно. Вот здесь очень кстати оказывается альтернатива классической спелеотерапии — пещеры искусственные, разнообразные наземные галокамеры («галос» в переводе — соль, отсюда и пошло название метода). Какие в них есть нюансы — рассказывает Григорий Косяченко.

Кому доктор прописал?

Хотя в мире с помощью спелеотерапии пытаются врачевать и псориаз, и артриты, и ревматизм, и подагру, основное предназначение галокамер — лечение аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, прежде всего начальных проявлений бронхиальной астмы. Кроме того, искусственная пещера — прекрасное средство релаксации для нервной системы: тишина, покой, легкий привкус соли на губах... Весомый плюс то, что в галокамерах можно лечить детей (в отличие от Солигорской спелеолечебницы, куда из соображений безопасности — все–таки рядом действующее производство! — берут подростков только с 12 лет). Для малышей это большое облегчение: лечиться не ингаляторами, не таблетками, не уколами, — а 8 — 10 сеансами искусственного микроклимата, минут по 40 — 60 каждый (у взрослых каждая такая процедура длится дольше — до двух часов). Однако противопоказания для наземной «пещеры» те же, что и для подземной: все болезни в острой стадии, простудные и инфекционные заболевания, кожные недуги, выраженная гипертония, злокачественные новообразования, туберкулез и др.

Кирпичик к кирпичику

Сегодня в Беларуси работают галокамеры как отечественной, так российской и украинской «сборки». Но их эффективность зависит совсем не от происхождения, а в первую очередь от самой конструкции. Лучше всего зарекомендовали себя комнаты, сделанные из соляных блоков или кирпичей, со специальной системой очистки и подачи воздуха. Более дешевый и соответственно менее действенный вариант, когда на поверхность стен наносится соляная штукатурка или в помещении устанавливаются щиты с соляным покрытием. Еще дальше от истинной пещеры та галокамера, где генератор, как кофемолка, просто разбрызгивает соляные аэрозоли. Есть совсем компактное решение — индивидуальная камера, в разработке которой принимал участие Республиканский научно–практический центр гигиены и которая для астматика даже лучше, чем некоторые «групповые палаты». Впрочем, «пещерой домашнего пользования» ее тоже не очень–то назовешь: сделана камера в виде индейского вигвама, по периметру 2 на 2 метра, а стоит, с полным оснащением, несколько тысяч долларов.

Правила без исключений

Специалисты предупреждают: даже самая лучшая галокамера даст эффект лишь тогда, когда в ней будет поддерживаться нужный климат. То есть многое зависит от того, насколько четко отлажены и контролируются все параметры, а их, надо заметить, согласно специально разработанным санитарно–гигиеническим правилам и нормам с десяток, не считая второстепенных позиций. Нелегкое это дело — подавать в комнату «правильный» воздух, очистив его до уровня операционной, насытив не только соляным аэрозолем, но и аэроионами. Вот почему услуги по спелеотерапии обязательно лицензируются, а работа галокамер должна периодически проверяться санслужбой. Если нет помещения, где пациент мог бы переодеться перед процедурой в специальную накидку или бахилы, если стены галокамеры «плачут» из–за близкого соседства с бассейном или грязелечебницей, если на сеанс вместо 5 человек приходят 10, то и на особый эффект нечего рассчитывать!

Где дышать будем?

Если в целом искусственных пещер в стране хватает, то действительно хороших — не так уж много. Как правило, они работают не в загазованном городе, а в санаторной зоне, где воздух чище по определению. И, как правило, в здравницах ведомственных («Березка», «Зеленый бор», «Ракета», «Городище» и др.). Предприимчивые «частники», впрочем, тоже не скупятся на хорошие галокамеры — заказывают соляные блоки «Беларуськалию», привозят украинские соляные кирпичи из Сакского озера. Дело спорится, хотя цены «кусаются» — от 8 до 18 тысяч рублей за сеанс.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter