Назад, в будущее!

Гродно: современный город и историческая застройка
Гродно: современный город и историческая застройка

В историческом центре Гродно в самом разгаре реконструкция старинных кварталов. Как преобразятся дома и улицы, сумеют ли современные зодчие сохранить своеобразие города — вопрос актуальный не только для гродненцев. По этому поводу, как известно, разгорелись жаркие дискуссии, о чем «СБ» не раз писала. Так что же все–таки происходит в Гродно? Что стоит за реконструкцией — позитив или негатив? Не слишком ли много вокруг этой темы недомолвок и спекуляций? И услышат ли, наконец, друг друга участники заочных дебатов?

Брусчатке жить!

Ветры перемен коснулись главной улицы города — пешеходной Советской. Теперь она напоминает большую строительную площадку. Каменная брусчатка, уложенная там семь десятков лет назад, теперь аккуратно перекладывается заново. Вместо полопавшихся бетонных тротуарных плит, шатавшихся под ногами, — новые мраморные и гранитные. Найдется место и старинным бордюрам с клеймом городского магистрата. Председатель Гродненского горисполкома Александр Антоненко объяснил на пресс–конференции для белорусских и зарубежных журналистов, как будет восстановлен исторический облик дома № 1 по улице Найдуса, выходившего своим фасадом на Советскую. Лет 15 назад кирпичное здание пытались отремонтировать, но так и бросили. Все это время в бесхозной развалюхе обитали выпивохи и бомжи. Не случайно там дважды горела крыша. Теперь аварийный дом снесли. Новый построят по сохранившимся старым чертежам, что будет соответствовать его первозданному виду.

Горячие споры до сих пор вызывает разборка северного флигеля на бывшем архиерейском подворье. Главный архитектор Гродно Владимир Анисимов признался журналистам, что решение о его сносе далось тяжело, да и то лишь после согласия Министерства культуры. При обследовании фундамента выяснилось, что здание на 80 сантиметров ушло в землю, к тому же оно перестраивалось и выглядело не так, как прежде.

По причине ветхости пришлось убрать и старую мельницу на улице Тимирязева, хотя до последнего момента ее пытались сохранить. Теперь новый владелец построит здание такого же образца, там разместятся гостиница и кафе.

— В городе не разрушено ни одно старинное здание, которое было бы пригодно для эксплуатации, — убежден Александр Антоненко. — Недавно я дал указание оставить стены дома по улице Урицкого, 5. Не получится все четыре, так хотя бы одну или две сохраним. Но мы должны быть уверены, что это не создаст аварийной ситуации.

Еще один спорный объект — «дом с лепниной» по улице Социалистической, 44, который недавно сняли с аукционных торгов. Судьба здания пока неясна, но при его реконструкции строители попытаются сохранить как можно больше старого материала.

Замки ждут мастеров

К реставрации готовятся Старый и Новый замки. Владимир Анисимов напомнил, что к ним подступались еще в конце 1990–х годов, но проект так и остался на бумаге. Возможно, сейчас его возьмут за основу и продолжат работу. Готовится документация и по Коложской церкви — памятнику архитектуры XII столетия. В древнем храме, расположенном на крутом берегу Немана, необходимо срочно укреплять стену.

У подножия замков и Коложи — правая набережная реки, отремонтированная лишь на небольшом участке. Следующий этап — реконструкция территории до Нового моста с обустройством каньонов. В начале набережной тоже произойдут перемены. Пивзавод уже закрыт, а в его помещениях планируется открыть развлекательный центр с рестораном, кафе, баром. Возможно, останется мини–цех, где будут варить свежее пиво. Но проект еще не готов. Да и инвесторы в очереди не стоят.

— В планы обновления исторического центра города входит и вынос старых производств, — говорит о перспективах Александр Антоненко. — С пивзаводом вопрос решен, на очереди — ликеро–водочный, кожевенный. Новые площадки этим предприятиям будут предоставлены за городом или на его окраине.

К ремонту зданий, обустройству территории добавляется и транспортная проблема, из–за которой страдает центр города. Чтобы уменьшить там количество транспорта, разрабатывается несколько автомобильных развязок. Но самый главный транспортный вопрос связан с реконструкцией моста через Неман.

Мост закроют в октябре?

Сегодня все три гродненских моста загружены, а Старый вообще работает на пределе. При 8–метровой ширине двухполосной проезжей части его пропускная способность по нормам составляет 1.000 автомобилей в час, а интенсивность движения, по наблюдениям сотрудников ГАИ, в часы пик в три раза выше. Поэтому власти приняли решение о ремонте Старого моста. Он построен 100 лет назад, в 1949 году обновлен, но в таком виде оставаться долго не мог.

— Реконструкция моста в центре Гродно уже началась, — говорит директор ОУПП «Институт «Гродногражданпроект» Владимир Дешко. — Уже освоено около 3 миллиардов рублей — четвертая часть сметной стоимости. В России закуплена высококачественная сталь, из которой делают корабли и подводные лодки. Сейчас изготавливаются металлоконструкции. Они будут установлены на существующие опоры.

Мост поднимется на 120 сантиметров, ширина проезжей части увеличится до 14 метров, а вместо двух полос движения появятся четыре. Основные работы по монтажу конструкций начнутся в середине октября, когда движение будет полностью закрыто. Оно возобновится лишь спустя полгода. Для удобства пешеходов ниже по течению сделают временную переправу.

Следующий этап — сооружение подъездов к мосту, расширение близлежащих улиц. Владимир Дешко убежден, что через 14 месяцев (именно столько отведено на реконструкцию моста и прилегающей к нему территории) в центре Гродно транспортная проблема решится. Директор института для убедительности своих слов обрисовал проект дополнительных дорог на подъезде к Старому мосту. К улице Буденного можно будет попасть по Подгорной, что, замечу, совсем близко от Бернардинского костела. И многих неравнодушных горожан это настораживает.

Еще более противоречивое намерение архитекторов (это отмечают многие историки, краеведы) — сделать «дублер» улицы Большой Троицкой по скосу вдоль речки Городничанки. А ведь рядом расположены Старый и Новый замки, музеи, церковь, монастырь, синагога, каланча — места, где в любой день много отдыхающих и гостей города... Не повредит ли это развитию туризма?

Споры по поводу гродненской «перестройки» продолжаются. Но никто, наверное, не может упрекнуть городские власти в келейности принимаемых решений. Видится, что многие из них предстоит еще обсудить в открытом и уважительном диалоге компетентных специалистов заинтересованных сторон. Важную для древнего города работу строителей, архитекторов, историков не должны оттеснить на задний план конъюнктурные и непродуманные действия. А вы как полагаете?

Справка «СБ»

В Гродно ныне реконструируются два квартала в историческом центре города площадью 3 гектара, на которых расположены 52 дома.

Кстати

Старый железобетонный мост построен в Гродно в 1907 году, через 8 лет его взорвали отступающие русские войска, в 1929–м восстановили польские власти, а в 1944 году пролеты взлетели в воздух от немецких мин. С 1949 года и до наших дней мост не ремонтировался.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter