Назад к будущему?

Ученые прогнозируют возврат средневековья
Ученые прогнозируют возврат средневековья

Последние 200 лет — период относительного благополучия — мы воспринимаем как должное. Тем не менее прогресс человечества замедлился, перед нами маячит новая эра упадка, и никто не может предложить разумного выхода из тупика. Неужели наше будущее в буквальном смысле покрыто мраком, задается вопросом Брайан Эппльярд, статью которого опубликовала британская «Таймс».

Величайший праздник потребления в истории человечества близится к концу. Двухсотлетний бум, который принес жителям промышленно развитых стран беспрецедентное в истории благосостояние, здоровье и долголетие, подвергается опасности со всех сторон. Запасы нефти иссякают, климат радикально меняется, и это чревато масштабными катастрофами; уже не за горами войны за скудеющие сырьевые ресурсы; наконец — и это ошеломляет сильнее всего — мы испытываем острый дефицит идей, как исправить эту ситуацию.

Первая серьезнейшая проблема связана с безумным потреблением нефти. Она в буквальном и переносном смысле движет все «приводные ремни» нашей жизни. Однако, по самым оптимистическим прогнозам, запасов нефти нам хватит всего на 30 — 40 лет. Что же касается прогнозов пессимистических, то, скажем, специалисты из Упсальского университета в Швеции считают оценки имеющихся запасов нефти сильно завышенными и делают вывод: эти ресурсы начнут истощаться уже через 10 лет. Задолго до того, как запасы нефти действительно подойдут к концу, она подорожает настолько, что ее использование на такие банальные цели, как передвижение по воздуху или земле, будет просто исключено.

Большинство людей полагает, что нам удастся решить эту проблему за счет применения водородного топлива, ядерной и гидроэнергетики, а также силы ветра. На деле же развитие всех этих технологий идет слишком медленно, чтобы они могли сразу заменить углеводородное сырье. Вместо этого великие державы готовятся к борьбе за последние капли иссякающей нефти. Так, Китай недавно начал дипломатический зондаж в отношении Саудовской Аравии, надеясь покончить с американской монополией на ее запасы «черного золота», оцениваемые в 262 миллиарда баррелей.

Впрочем, даже если бы мы вложили в решение проблемы больше денег, далеко не факт, что такое решение непременно будет найдено. Одним из самых парадоксальных предзнаменований грядущего конца прогресса стало сделанное недавно открытие: люди просто утрачивают способность генерировать новые идеи.

Среди приверженцев подобной точки зрения, например, физик Джонатан Хюбнер, который с помощью сложных математических расчетов выяснил, что уровень инноваций достиг апогея в 1873 г. и с тех пор постоянно снижается. Американец голландского происхождения Джоэл Мокир, один из самых влиятельных специалистов по экономической истории, напротив, выражает «прогрессистскую» точку зрения о том, что либерально–демократическая цивилизация действительно обладает уникальной способностью постоянно «двигать» прогресс, главное — не допускать сбоев в работе эффективных институтов: образования, закона, государства.

Некоторые предполагают, что именно такой институциональный сбой происходит сейчас в развитых странах, принимая форму «дефицита демократии». Это проявляется на самых разных уровнях. Возьмем, скажем, уровень наднациональный: крупные корпорации и институты — ЕС, Всемирный банк — постепенно отнимают у электората права на принятие решений в ряде важных областей, выхолащивая тем самым демократию «на местах». Что же касается уровня отдельных стран, то здесь резкое усложнение политического процесса оборачивается манипуляциями, чуть ли не гипнотическим воздействием на избирателей. Подобное развитие событий показывает: если система называется «демократической», это еще не означает, что в ее недрах сохранились прогрессивные ценности, которые мы обычно связываем с народовластием.

Но что, если мы верим в иллюзию? Что, если прогресс как таковой в конечном итоге ведет к самоуничтожению? А ведь это вполне может оказаться правдой. Во–первых, население планеты растет в геометрической прогрессии. Сегодня оно приближается к 6,5 миллиарда человек, а еще в 1900 г. составляло всего 1,65 миллиарда, в 1800 г. — около миллиарда, в 1500 г. — 500 миллионов. Из–за увеличения продолжительности жизни и улучшения питания прогресс ведет к постоянному увеличению численности населения. А рост населения оборачивается загрязнением окружающей среды. По некоторым оценкам, уже через десять лет процесс примет необратимый характер. Погодные условия изменятся, произойдут гигантские наводнения, и цивилизация, если не само существование человечества, окажется под угрозой.

Этого можно избежать, если США и Китай немедленно сократят выбросы диоксида углерода на 50%. Но такого не случится, поскольку они ведут друг с другом экономическую войну, где трофеем победителя является прогресс. Прогресс породил и немало других угроз. Сокращаются не только запасы нефти, но и питьевой воды, а ведь этот ресурс еще важнее для человека. Войны за контроль над этими двумя разновидностями «жидкого золота» практически неизбежны.

Кроме того, из–за чрезмерного употребления лекарства–антибиотики уже теряют эффективность. А появление препаратов нового поколения, способных их заменить, в обозримом будущем представляется маловероятным. Возможно, вскоре люди снова начнут умирать от ангины и мелких порезов. Резкое увеличение продолжительности жизни, которое произошло в XX веке, в ближайшем будущем может сойти на нет.

Появляется все больше данных в пользу того, что два солнечных столетия роста и богатства могут завершиться новым средневековьем, — на смену знанию придет невежество, миру — войны, здоровью — болезни, а сытости — голод. Вы не согласны? А ведь в прошлом именно так все и происходило. Чем мы лучше наших предков? Боюсь, что ничем.

Последствия ситуации, когда население вырастает настолько, что имеющихся ресурсов для него уже недостаточно, экологи описывают одним словом: «вымирание». По некоторым оценкам, если бы не блага, которые принесло нам ископаемое топливо, и в особенности нефть, население Земли составляло бы не 6,5, а 1,5 миллиарда.

Так что, если нефть закончится, можно предположить: 5 миллиардов людей обречены на голодную смерть. И на сей раз речь пойдет не только об африканцах. Возможно, вам тоже придется отбиваться от соседей, чтобы у вас не отняли и без того скудеющий запас консервов, а когда и они подойдут к концу — ловить насекомых в пригородных садах...


Комментарий

Вперед к будущему!

М–да–а... Мрачный сценарий нарисовал в своей статье британский журналист. Но все ли на самом деле так плохо? Я попросила прокомментировать написанное в «Таймсе» нашего ученого — доктора философских наук, профессора БГУ Петра Карако. И вот его точка зрения:

— Статья в «Таймс» не является единственным примером изложения пессимистического сценария будущего человечества. Подобные сценарии стали занимать страницы многих типов изданий. При этом нельзя не видеть и их направленность — внушить современному человечеству страх в отношении его будущего. А страх, как известно, парализует волю и действия человека в его настоящей жизни. Такому человеку можно внушать все, что угодно «сильным мира сего».

Автором статьи объективно констатируется возможность исчерпания в недалеком будущем запасов нефти. В констатации этого положения нет ничего удивительного. Все ресурсы Земли конечны и исчерпаемы. Достижения современной науки и техники позволяют человечеству не только ставить, но и решать задачи замены ряда чрезмерно потребляемых в настоящее время энергетических ресурсов их качественно новыми аналогами. Все это внушает оптимизм в отношении энергетики будущего, возможности новых поколений людей обеспечить достойный уровень своей жизни энергией из новых источников.

Но последнее как раз и ставится под сомнение автором статьи в «Таймс». Им внушается мысль, что современные люди «утрачивают способность генерировать новые идеи», а у человечества нет ответов на волнующие его вопросы, да якобы и в «будущем они не появятся».

Нас удивляет, что автор рассматриваемой статьи обнаруживает незнание или сознательно игнорирует те современные научные концепции социоприродного развития, которые разработаны учеными и политиками и приняты международным сообществом в качестве стратегии своего развития на XXI век. Здесь будет достаточно назвать решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио–де–Жанейро, 1992) по осуществлению стратегии устойчивого развития. В настоящее время более ста стран мира, в том числе и Беларусь, приняли и реализуют свои национальные стратегии такого развития. В них тесно увязываются экономические и экологические вопросы. Именно стратегия устойчивого развития позволяет человечеству с оптимизмом смотреть в будущее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter