Найти зоотехника... в школе

На специальность «зоотехния» на бюджет недобрали 79 человек — в Витебской государственной академии ветмедицины и БГСХА. К сожалению, это не исключение из правил, а уже тенденция. Анализирую факты. В прошлом году вуз в Горках тоже недосчитался именно зоотехников. Ответ на вопрос «почему?» с одной стороны прост. Мол, работа сложная, при этом малооплачиваемая. Ну а если разобраться в ситуации более детально?


«Зоотехния» — специальность остродефицитная, очень востребованная и, если хотите, валообразующая в АПК. Как раз поэтому в этом году был увеличен набор на нее аж на 50 мест. Такое решение логически вынужденное. Ведь если взять потребность в кадрах, то на 1 января 2020­-­го сельхозорганизациям не хватало 658 (!) зоотехников и главных зоотехников. Это вакантные места: именно столько специалистов биологического профиля нужно современному агропромышленному комплексу. А их разве что с транспарантом искать.

Не повернется язык винить в этой проблеме вузы и разработчиков правил поступления в них — Минсельхозпрод и Минобразования. Ведь именно аграрные университеты впереди планеты всей по преференциям для абитуриентов. Считайте сами: два ЦТ, а не три, возможность вместо тестов сдавать экзамены на сельхозспециальности, зачисление только по собеседованию выпускников агроклассов, у которых есть целевое направление. К этому списку добавляем медалистов и победителей олимпиад. Много набирается, не так ли? Но вот незадача: в зоотехники не идут, пусть хоть и научат. Бесплатно. Молодежь понимает, что условия труда не из легких. И здесь речь даже не столько о физической стороне вопроса. У специалистов широкий круг обязанностей, оттого и колоссальная ответственность. Подписаться на это могут ребята определенного склада ума, принципов, понятий. Это как элитарный клуб, он ведь для избранных.

Разложу мысль на примерах. Мечтал человек едва ли не с детства быть врачом. Романтика: помощь людям, благое дело. А во время учебы понял: жутко боится крови, в обморок падает при виде маленькой ранки. Или всю жизнь просидел в кабинете на приеме, а хотел оперировать. Ожидание не совпало с реальностью. Теперь к зоотехникам (не хочу в данном случае никого обидеть, проводя такую аналогию). Здесь нет диссонанса. Абитуриент изначально знает, какая его ждет в будущем работа. И понимает, что попадет не в уютный кабинет с мягким креслом, а на ферму. Именно поэтому ребят, готовых связать свою жизнь с этой профессией, не тысячи.

Есть еще одна причина недобора: в цепочке «школа — вуз — работа» часто выпадает одно звено. Сельхозорганизации должны сами прикладывать усилия для поиска этого ценного кадра из нашего элитарного клуба. И речь здесь не о готовом специалисте на выданье после университета, а еще школьнике. На местах ведь проще разглядеть мотивированного ребенка. В помощь в последние два года агроклассы, куда тоже идут уже более профессионально ориентированные ребята. Но во многих хозяйствах по-прежнему не проявляют нужную активность: уповают на манну небесную, а сами не прикладывают усилий для подбора будущих специалистов. Уже давно ясно — очереди в зоотехники не выстраиваются. Так поговорите с ребенком, заинтересуйте. Практикой, бонусами, стипендией, зарплатой. Ведь вот какой факт: из почти 1170 выпускников агроклассов только 156 подались в сельхозвузы. А остальные? Да, часть передумала, другие решили идти в ссузы. Но некоторые из них, думается, в нужное время не заручились поддержкой местной организации. Выходит, проморгали своего специалиста.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter