Африка открывает перед Беларусью новые экономические и геополитические возможности

Найти свое место в Африке

Загадочная и малоизвестная для многих Африка по природным ресурсам гораздо богаче Европы: на Африканском континенте сосредоточена треть минеральных ресурсов планеты. Африка обладает и невероятным биологическим разнообразием. Интерес и нашей страны, и всего мира в целом к этому континенту обусловлен многими факторами.


Парад инвестиций

Норвежский журналист и политолог Пол Стейган отмечает парадокс: «В Европе мы слышим в основном только рассказы о бедности в Африке. Но невозможно нигде прочитать о том, что в Африке находятся 5 из 20 самых быстрорастущих экономик мира».

Удивляться нечему: ресурсы Африки поистине фантастические. Скажем, Республика Конго имеет запасы колумбита-танталита, который необходим для производства оргтехники — от мобильных телефонов до компьютеров, на 24 триллиона долларов. Черный континент хранит в своих недрах 97% мировых запасов металлов платиновой группы, 95 — хромитов, 92 — алмазов, 81 — марганцевых руд, более 60% золота и фосфоритов, а также 40% бокситов.

Наконец, Африка богата нефтью и газом. Большая часть запасов нефти сконцентрирована в четырех странах — Ливии, Нигерии, Алжире и Южном Судане, на которые приходится более 90% доказанных запасов нефти на континенте. Газовые месторождения (91,5% доказанных запасов) находятся на территории и в пределах эксклюзивных морских экономических зон Алжира, Египта, Ливии и Нигерии.

Но вот любопытная тенденция. Пока еще в Африке доминирующие позиции в сфере углеводородов принадлежат капиталу из США, Великобритании, Нидерландов, Франции и Италии. Однако «старых инвесторов» все сильнее теснят Китай, Индия, Бразилия и другие молодые конкуренты. C 2000 года китайское правительство, банки и предприятия предоставили Африке порядка 100 миллиардов евро кредитов, большинство из которых обеспечивается поставкой сырья.
Согласно прогнозам ООН, население Африки к 2050 году удвоится и составит 2,5 миллиарда человек — примерно столько же, сколько жило во всем мире в середине ХХ века.

Геополитический формат

Завершившийся вчера официальный визит нашего Президента в Египет (с 1998 года — третий по счету) подтвердил, что и внешнеполитический смысл белорусско-африканского взаимодействия существенен. Напомним, кстати, что и Президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси был в Минске летом прошлого года. Кроме того, в начале 2019-го нашу страну посетил Президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва, а в декабре ­2018-го — руководитель Судана Омар аль-Башир.

И дело не только в том, что расширение отношений с динамично развивающимися странами Африки приобретает все большее значение для укрепления «дальней дуги» сбалансированной внешней политики Беларуси. А совпадение позиций по большинству актуальных вопросов международной повестки дня, близость подходов по решению задач социально-экономического развития способствуют расширению сотрудничества с африканскими странами во всех областях. Да и узнаваемости нашей страны. Чрезвычайный и Полномочный ­Посол Беларуси в Каире Сергей Терентьев в недавнем интервью БЕЛТА ­отмечал:

— Сегодня можно с уверенностью говорить: Беларусь для Египта не является терра инкогнита. Любой крестьянин в Египте знает слово Беларусь, поскольку это и название качественного и надежного трактора. Все большее количество египтян воспринимают нашу страну как источник передовых технологий, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и многих других областях.

Дело еще в том, что геополитический аспект играет нашей стране только на руку. Помимо отмеченной выше растущей конкуренции иностранных капиталов, в Африке растет и количество военных объектов крупных стран: Франции, Великобритании, Италии, Индии, Японии, Турции. Также министерство обороны КНР подтвердило, что начались строительные работы в Джибути, где Пекин создает свою первую африканскую военную базу. Аналитики отмечают четко обозначившуюся в ХХI веке тенденцию к долговременной институциональной привязке стран Африки к глобальным военно-организационным структурам. Таким образом, развитие отношений нашей страны с Китаем и государствами Запада будет положительно влиять и на углубление экономических контактов с африканскими партнерами.
Ожидается, что в 2030 году треть капиталовложений в офшорную добычу нефти и газа в мире будет приходиться на акватории Африки.

Большой потенциал средних государств

Не стоит забывать и про нарастающие темпы процессов интернационализации жизни современных государств. По существу речь идет о глубокой качественной трансформации всей системы международных отношений, в рамках которой многосторонние игроки уже не столько дополняют и обслуживают двусторонние отношения между государствами, сколько сами становятся стержневым элементом всей системы. Как раз одним из таких элементов все прочнее выступают средние и малые государства, заметил «НГ» политический аналитик Петр Петровский:

— Сегодня очень важен баланс сотрудничества между равнозначными — по объемам экономики, уровню развития — странами. К сожалению, в современных межгосударственных отношениях мы можем наблюдать и протекционизм, и торговые войны, и борьбу за различные сферы влияния. И основными жертвами такой борьбы между сильными мира сего выступают, как правило, именно малые и средние государства. Им следует системно координировать свою политику между собой, чтобы не оказаться в тисках больших стран.

И в этом отношении Африканский континент играет для нашей страны особую роль, полагает Петр Петровский:

— Беларусь еще с советских времен интенсивно сотрудничала со многими африканскими странами, нашу продукцию там знают, и она востребована. Поэтому даже в силу диверсификации нашей экономики и поиска новых рынков сбыта сотрудничество с африканскими странами является очень перспективным. А если мы сложим оба фактора — геополитический и экономический, — эти перспективы тем самым будут только увеличены.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Беляев, доцент кафедры политологии БГЭУ:

— Рано списывать со счетов и Движение неприсоединения — весьма интересное политическое образование с непростой историей. Возникнув в 50—60-е годы прошлого века как объединение 25 разнородных стран третьего мира, оно смогло вырасти до международной организации, насчитывающей сегодня 120 государств-членов и 17 — в статусе наблюдателя. Окончание холодной войны и исчезновение одного из полюсов силы серьезно изменило расклад международных отношений, ДН в прежнем формате потеряло смысл существования и было вынуждено искать новую политическую идентичность, которая смогла бы объединить столь разнородные страны. Негативное влияние сыграл и уход Индии, сохранившей формальное членство, но ставшей на путь модернизации и обзаведшейся ядерным оружием.

Однако, как показала история, это достаточно мощная платформа, действующая на принципах равенства всех членов. Практически весь Африканский континент (53 из 55 государств), подавляющее большинство стран Латинской Америки и Азии — это потенциал, который при грамотном использовании может стать серьезным орудием для корректировки и улучшения современного мирового порядка. И наша страна как единственный европейский член ДН может извлечь из этого неплохие дивиденды.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter