Поисковики возвращают имена героям спустя десятилетия

Найти старшину Куприянова

В Быховском районе проходит поисковая экспедиция Могилевского историко-патриотического клуба «Виккру» и 52-го специализированного поискового батальона. Раскопки проводятся на территории Новобыховского, Черноборского, Лудчицкого, Следюковского, Смолицкого и Краснослободского сельсоветов. Всего в экспедиции принимают участие 35 человек — представители учащейся и работающей молодежи, историки, педагоги, музейные работники из Могилева и Быхова.


Председатель клуба «Виккру» писатель и историк Николай Борисенко рассказал о первых результатах:

— За неделю работы мы обнаружили и подняли останки 42 бойцов и командиров Красной армии. В захоронениях у деревень Красный Осовец, где сражалась 137-я стрелковая дивизия 45-го стрелкового корпуса генерала Магона, и Усохи — 187-я и 102-я стрелковые дивизии — покоились солдаты, погибшие в боях в июле 1941-го при обороне Днепровского рубежа, остальные — зимой 1944 года при штурме Лудчицкой высоты и форсировании Днепра. 

Конечно, Быховщина — край героический, с богатой военной историей, но все же как поисковикам удается работать настолько результативно, откуда они узнают, где конкретно искать? Ведь очевидцев тех событий в живых уже почти не осталось. Старожилы были в военные годы совсем маленькими, мало что запомнили. 

Сергей Жижиян, директор Быховского историко-краеведческого музея, возглавляет местное структурное подразделение клуба «Виккру» — поисковую группу «Быховский рубеж». Историк и археолог по образованию, он вместе с единомышленниками на протяжении десяти лет собирает материалы о героической обороне своего района. Поисковые экспедиции здесь проходят ежегодно, но эта — одна из самых масштабных. Вот что он рассказал:

— Все же местное население нам очень помогает. К примеру, Александр Листратенко узнал о том, где захоронены красноармейцы, от своих родственников, — слышал в детстве. Он живет в деревне Тощица, возле которой шли кровопролитные бои. На месте предполагаемого захоронения неравнодушный человек оборудовал холмики, установил кресты, ухаживал за могилами, носил туда цветы. Но началась рубка леса, сельчанин стал опасаться, что оборудованные им могильные холмики сравняют с землей, и обратился к поисковикам за помощью.

Те сразу откликнулись. Место, указанное Александром Листратенко, действительно боевое, это железнодорожный перегон между Быховским и Рогачевским районами. Здесь шли бои не только в годы Великой Отечественной, но и в Гражданскую. 

В первый же день вахты тут были найдены два захоронения. К сожалению, большинство героев, останки которых подняты из земли, так и останутся безымянными, хотя ребята сделают все возможное, чтобы узнать имена красноармейцев. Эта серьезная проблема имеет старые корни. Дело в том, что в 1942 году в СССР было принято не совсем продуманное решение: военные медальоны заменили красноармейскими книжками, которые, к сожалению, долго в земле не сохраняются. Именно поэтому чаще удается установить имена и фамилии героев, погибших в начале Великой Отечественной войны. 

Не исключение и нынешние раскопки. Правда, уже установлены имена и фамилии двух героев. В первом случае в этом помогли две боевые медали — «За отвагу» № 646289 и «За боевые заслуги» № 743186. Ими был награжден уроженец Ульяновской области села Охотничье Куприянов Василий Алексеевич 1921 года рождения, старшина, командир взвода 1262-го стрелкового полка 380-й стрелковой дивизии. Он был убит в бою под Быховом 29 февраля 1944-го.



Второго бойца удалось установить по фляжке с инициалами «К.Ф.И». Краснов Федор Иванович, боец той же, 380-й стрелковой дивизии, из отдельного лыжного батальона. 

Нередко идентифицировать героя помогают принадлежащие ему именные вещи: ложки, котелки, ремни и прочее. Работу приходится проводить кропотливую: множество запросов, изучение огромного количества материалов. И, конечно, каждая победа радует. Но, увы, так случается нечасто. За десятилетнюю историю группы «Быховский рубеж» удалось установить имена и фамилии всего девяти человек, но и это немалое достижение. У каждого из них нашлись родственники, с которыми завязалась переписка, родные и близкие погибших на Быховской земле героев прислали поисковикам фотографии красноармейцев, пополнили экспонаты музея. 

В Быхов также приезжали на перезахоронение погибшего тут внук и правнук из Казани. Много лет они пытались узнать судьбу деда-красноармейца, но не получалось. Кстати, внук пошел по стопам деда: тоже стал военным. 

— С каждым годом мы приобретаем опыт, раскопки проводятся все более тщательно, — говорит Сергей Жижиян. — В своей работе мы используем мастерки, кисточки, лопаты. Например, щуп «видит» намного глубже металлоискателя. Кстати, вопреки распространенному мнению, аномалии грунта никогда до конца не восстанавливаются, не утрамбовываются: благодаря щупу мы точно определяем, где были вырыты траншеи. 

Если раньше в материалах военной тематики — фильмах, книгах, музейных экспозициях — основной упор делался на бои, сражения, героизм, то сегодня поисковиков, историков интересует и быт участников сражений. Ведь в первую очередь они были людьми — жили, мечтали, любили. Из земли извлекаются и изучаются их одежда, посуда, другие личные вещи. К примеру, рисунки, созданные в перерыве между боями в окопах. Котелки, ложки и прочие бытовые находки помогают взглянуть на войну другими глазами, вызывают повышенный интерес у молодежи, делают музейные экспозиции уникальными. 

Кстати, именно такие, бытовые, находки помогают узнать, с какими трудностями сталкивались гитлеровцы на нашей территории. Непривычные к такому климату, они страдали от обморожений и водянки, родственники из тыла присылали им кремы для лечения. Находят поисковики также эрзац кофе, печенье вермахта. 

Николай Борисенко выражает огромную благодарность своим единомышленникам за самоотверженную бескорыстную работу в поле — она ведется для увековечения нашей славной истории, установления имен пропавших без вести защитников Отечества. Ведь многие дети, внуки ждут своих близких с далеких 40-х прошлого столетия. 

Поисковикам на Могилевщине помогают представители власти, местные предприятия. 

Останки красноармейцев сначала передадут в военкоматы для проведения экспертизы. Торжественное перезахоронение по решению местных исполнительных органов состоится не позже трех месяцев после окончания экспедиции.

Работа поисковиков продолжится. На территории Могилевщины запланирована не одна такая экспедиция.

В ТЕМУ

По информации Мин­обороны, специалистами ­52-го отдельного поискового батальона в этом году планируется провести раскопки на 117 объектах на всей территории страны. Из них предположительно на 113 шли бои в годы Великой Отечественной войны, на четырех — Первой мировой.

Только за прошлый год военнослужащими совместно с поисковиками в 55 районах найдены и переданы для перезахоронения останки 1940 человек, установлены имена, фамилии и места рождения 156 бойцов. Узнать, кто отдал свои жизни за Победу, помогли обнаруженные шесть наград и 25 медальонов, а также личные вещи солдат и командиров.

На начало лета в стране установлено 7812 воинских захоронений, в которых покоятся останки более 2 млн 95 тысяч героев. В июне этого года подняты из земли останки шести красноармейцев на Буйничском поле, имя одного из них установлено. В июле найдены останки девяти бойцов в Бобруйском районе, к сожалению, все они пока остаются безымянными. 

mendeleva@sb.by

Фото предоставлены поисковым клубом «Виккру»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter