В меру смешная, изящная, равно интересная как для детей, так и для взрослых — пожалуй, новая программа Белгосцирка, бесхитростно названная «Вот тако-о-ой слон» (иногда Капитан Очевидность — лучший рекламщик), оказалась, пожалуй, одной из самых удачных за последние пару сезонов. На манеже все, как мы любим: много забавных ухоженных животных и их улыбчивых дрессировщиков, под куполом — гимнасты воздушнее некуда, а также на удивление удачный клоунский дуэт. Ну и слон Марик, который потерялся и которого ищут в течение всего представления, — и, разумеется, находят аккурат к последнему номеру.
Майли Монни и добрый слон Марик.
— Пригласить слона-артиста в цирк — это наша давняя мечта, — признается художественный руководитель Белгосцирка Витаутас Григалюнас. — Другое дело, что она постоянно откладывалась, а в последнее время стало еще труднее в связи с пандемией и множеством сложностей с пересечением границ. Но я считаю, нам повезло: мы договорились, стало понятно, что слон у нас есть, и теперь вокруг него нужно что-то выстроить. Не хотелось делать что-то похожее на новогоднюю сказку, где много разных персонажей, — получился скорее дивертисмент. Но тем не менее это история слона, который пропал и теперь его ищут, то есть какая-то интрига есть.
Тон всему представлению с первого же номера задают гости из Москвы — акробаты на джамперах под управлением Виктора Рощина. Джамперы, в просторечии называемые кузнечиками, смотрятся как копытца, и кажется, что на арене веселится четверка шаловливых фавнов.
Анастасия Донченко.
Весь вечер на манеже клоуны Евгений Майхровский и Стефан Петров — талантливый и действительно забавный тандем, что по нашим временам большая редкость. Поди найди смешного клоуна — это вам не слоны, которых в жаркой Африке и не менее жаркой Индии пучок на пятачок. Плохой коверный способен безнадежно испортить все впечатление от представления, поневоле задумаешься, отчего клоуны становятся популярными персонажами ужастиков.
На наше счастье, с дуэтом «Братья Пушкина» (почти дети лейтенанта Шмидта!) программе повезло. Классические, тысячу раз знакомые репризы приобретают в их исполнении новый шарм. И хотя многие ходы в общем-то предсказуемы и знакомы с детства, от смеха удержаться невозможно.
При этом клоуны демонстрируют неплохой культурный багаж, апеллируя то к литературе, то к академической музыке. А чего стоит комическая дуэль, в ходе которой участники успевают перебить кучу бутафорского зверья и пару униформистов, а Пушкин все равно остается жив! Солнце наше Александр Сергеевич, будучи сам хулиганом и любителем посмеяться, вероятно, репризу бы оценил.
— Я представляю уже пятое поколение цирковой династии. Конечно, у меня был выбор: оставаться в цирке или заняться чем-то другим, но я выбрала цирк. Со слонами я работала вместе со своим мужем, дрессировщиком Кристианом Гертнером, в течение 11 лет. И вот уже пять месяцев делаю это сама.
Фризские лошади — одна из старейших пород Европы, на них ездили рыцари.
Дети дрессировщицы Тиван и Кристель также выступают, в этой программе у них даже есть собственный номер, придуманный мамой: маленькие артисты выводят на манеж дрессированных гусей. Также Майли Монни привезла в Минск роскошных лошадей фризской породы.
— Эта женщина управляет огромным хозяйством, от слона до гуся, представляете? Все ей подвластно! — восхищен Витаутас Григалюнас.
Акробат на рейнском колесе Павел Синельников.
Мощно смотрятся артисты Белгосцирка: Беларуси есть чем похвастаться. Дрессура процветает: Сергей Причинич, упитанных медведей которого так полюбили зрители, обучил пушистых подопечных катанию на гироскутерах, а Андрей Теплыгин приобщает обезьянок-капуцинов к музыкальному искусству.
Традиционно радует воздушная гимнастика, на которой делает упор белорусская цирковая школа. Утонченный номер представила молодая воздушная гимнастка Анастасия Донченко, взлетающая под купол цирка на скрипичном ключе. Настя в свои достаточно юные годы — ей всего 22 — лауреат серьезных международных цирковых фестивалей, и на десятиметровую высоту она поднимается без страховки.
Эквилибрист на канате Олег Лобанов сменил в Белгосцирке канатоходца Василия Пешкова. Впрочем, канат в понимании толстого надежного троса — это не про цирк, а разве что про старинный судовой такелаж. Стальной трос, по которому движется артист, неся свою партнершу Беату Слабко то на плечах, то на подставке, удерживаемой зубами, толщиной всего 12 миллиметров. А дистанция немаленькая, причем Олег способен преодолевать ее и с завязанными глазами. Кто сказал, что цирк — это несерьезно?
Дрессировщик Сергей Причинич подружился с медведем.
Программа «Вот тако-о-ой слон» продлится до 29 апреля: есть время взглянуть на слона и на его искрометное сопровождение.ovsepyan@sb.by