Вопрос о поставках в Россию белорусской продукции может решиться уже на этой неделе

Найти лекарство от затора

Cкоро Новый год, и согласно старой традиции столы должны ломиться от яств. Но вот как проведут самую вкусную ночь в году наши ближайшие соседи, сложно представить. Противостояние России и стран Запада, вылившееся в итоге в продовольственное эмбарго, явно сделает гастрономический праздник скромнее, чем обычно. Однако недостаток испанских мандаринов, французских вин и сыров, швейцарского шоколада пережить еще можно. А что делать с традиционными для новогоднего стола мясными блюдами? Если российские власти не подсуетятся и не пойдут навстречу белорусским производителям, на тарелках наших партнеров по Таможенному союзу может не оказаться и наших продуктов.

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».

Наши мясокомбинаты оказались явно озадачены претензиями Россельхознадзора. Раньше белорусская колбаса была вкусной и радовала глаз российских потребителей — и вдруг тех начали убеждать в том, что она чуть ли не ядовитая. После таких обвинений у добросовестных поставщиков просто руки опускаются. Особенно обидной ситуация видится в свете того, что отгрузки мясопродукции в адрес российских розничных сетей для наших компаний в последние месяцы стали далеко не такими выгодными.

— С учетом ослабления российского рубля работать на российском рынке для нас уже не так интересно. Убытки не несем, но рентабельность минимальная. Наметившиеся минусы можно было бы закрыть с учетом увеличения поставок, но сами знаете, что произошло, — разводит руками маркетолог одного из мясокомбинатов, попавших в «черный список» Россельхознадзора.

Ситуацию, сложившуюся на рынке, он называет «недвусмысленной» и признается, что с журналистами лишний раз на предприятии стараются не общаться:

— Лучше не вылезать, чтобы и себе не навредить, и коллег не подставить.

Но следует признать: выход из продовольственного «клинча» уже начал просматриваться. Говорят, вопрос с поставками в Россию продукции 22 перерабатывающих белорусских предприятий может решиться уже на этой неделе. А несколько дней назад доступ на соседский рынок был открыт для ОАО «Калинковичский мясокомбинат». Его тщательно проверили, заглянули в каждую щелочку на предприятии — и, как и следовало ожидать, ничего не нашли. Сегодня аналогичные совместные проверки предприятий при участии специалистов двух стран начались еще на 13 предприятиях из «черного списка».

Фото БЕЛТА.
Фото БЕЛТА.

Так что у производителей и ветеринарной инспекции сейчас время горячее: помимо усиленного контроля на предприятиях, белорусская сторона в режиме реального времени предоставляет Россельхознадзору информацию о выданных ветеринарных сертификатах на продукцию животноводства.

Консультант Государственной ветинспекции департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Андрей Коростиль рассказал, как контролируются поставки белорусской продукции в Россию:

— С 2010 года мы безвозмездно можем пользоваться автоматизированной системой «Аргус», владельцем которой является Россельхознадзор. Система используется при выдаче разрешений на ввоз в Беларусь товаров, подлежащих ветеринарному контролю, а также при импорте и транзите на территорию Беларуси и России подконтрольных товаров, при транзите их через таможенную территорию Таможенного союза. Передвижение всех подконтрольных грузов по территории Беларуси и России можно отследить в реальном времени.

Представитель ветнадзора также пояснил: начиная с 24 ноября белорусская сторона представляет в Россельхознадзор информацию о выданных ветеринарных сертификатах на свинину и продукцию свиноводства, говядину и мясо птицы, отгружаемые из Беларуси в Россию ежедневно. Он обращает внимание: по всем фактам выявления Россельхознадзором несоответствий в животноводческой продукции проводятся расследования. Сейчас на предприятиях разработаны корректирующие мероприятия по обеспечению выпуска продукции, соответствующей ветеринарно–санитарным требованиям, откорректированы схемы лабораторного контроля. Кроме того, выросло число исследований на показатели безопасности в аккредитованных государственных лабораториях. Особое внимание уделяют и импортному сырью, поступающему в Беларусь. Речь идет не только о свинине, но и о молочной продукции.

В усиленном режиме работают сейчас и таможенные органы. Обвинения в реэкспорте западного продовольствия сейчас нам ни к чему. Так, на прошлой неделе было пресечено 7 попыток вывоза в Россию товаров из санкционного списка. Правда, в обратном направлении нарушений было зафиксировано больше. Будто в подтверждение слов Премьер–министра Михаила Мясниковича, который недавно заявил, что и в Беларусь с территории России поступает продовольствие в нарушение законодательства — без необходимых сопроводительных документов. ГТК отчитался о десятках таких эпизодов нарушения законодательства. Буквально за несколько последних дней таможенниками было приостановлено движение 86 грузовых транспортных средств с общим весом товаров свыше 1 тысячи тонн. По 15 фактам попыток ввоза начат административный процесс.

В ГТК нам рассказали об одном таком эпизоде. Ярким его назвать сложно, скорее — характерным. В пятницу в ходе проведения специального таможенного мероприятия представителями Витебской таможни в районе деревни Юховичи Россонского района было остановлена фура, перевозившая 20 тонн бананов. Их отправили на фитосанитарный контроль, который и показал, что этикетки на коробках и в сопроводительных документах на груз — разные. Товар в итоге под конвоем вернули российскому отправителю.

Прямая речь

Геннадий Курлович, директор ОАО «Калинковичский мясокомбинат»:

— Мы были последними из белорусских предприятий, которым Россельхознадзор запретил поставки продукции на российский рынок. И оказались первыми, кому разрешили вновь поставлять мясо, колбасы, мясные консервы на рынок России. Запрет оказался для нас чувствительным. Все–таки 40 процентов продукции мы поставляем в Россию. В месяц это 100 тысяч банок консервов, около 100 тонн колбасы, 300 — 350 тонн охлажденного мяса. К тому же в Калинковичах мы — бюджетообразующее предприятие. Не смогли продать продукцию, значит, выручка меньше. Следовательно, и местная казна недосчиталась бы денег. Наши потребители — от Краснодара, Москвы, Санкт–Петербурга до Сибири. Претензия, которая к нам предъявлялась, якобы микробное загрязнение. Но мы сдали образцы продукции в лабораторию в Брянск. Там убедились, что сейчас все в норме, и дали зеленый свет.

Василий Пивовар, директор департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия — главный государственный ветеринарный врач, главный государственный ветеринарный инспектор:

— Есть 5 предприятий, к которым у российской стороны меньше всего претензий. Это Гомельский и Жлобинский мясокомбинаты, птицефабрика «Рассвет» из Гомельской области, Витебская бройлерная птицефабрика и агрокомбинат «Скидельский». Договорились таким образом: там поработают наши специалисты. Возьмут пробы продукции, изучат ситуацию. Полученную информацию мы представим заместителю руководителя Россельхознадзора Евгению Непоклонову, который скоро должен приехать в Беларусь. Если Евгений Анатольевич увидит, что все в норме, то запрет для этих предприятий может быть снят. Что касается других производств, то ситуацию там изучат рабочие группы, прибывшие из России. Около 30 специалистов будут смотреть, как контролируется качество сырья и готовой продукции. Возьмут на пробу образцы молочных продуктов и колбасных изделий. Проверять их будут сами, но в наших областных лабораториях и в присутствии наших специалистов. По итогам проверок станет ясно, когда продукция сможет попасть на столы россиян.

Александр БЕНЬКО.


Полина КОНОГА.


Советская Белоруссия №234 (24615). Вторник, 9 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter