Найти и обезвредить!

Плывущие внизу поля, причудливые изгибы рек. Будто игрушечные — машины, дома, мосты и корабли… Крохотный комбайн тянется по деревне, шустрой змейкой по едва различимым рельсам промчался поезд. Красиво! Но воздушная сказка, возвращающая в мир детства, заканчивается, когда вдали показывается серый дымок. И по мере приближения к нему отрезвляющий запах гари проникает в вертолет. Вспоминаешь: мы здесь совсем не в сказке…

Корреспондент «БН» передает с борта вертолета МЧС.

Плывущие внизу поля, причудливые изгибы рек. Будто игрушечные — машины, дома, мосты и корабли… Крохотный комбайн тянется по деревне, шустрой змейкой по едва различимым рельсам промчался поезд. Красиво! Но воздушная сказка, возвращающая в мир детства, заканчивается, когда вдали показывается серый дымок. И по мере приближения к нему отрезвляющий запах гари проникает в вертолет. Вспоминаешь: мы здесь совсем не в сказке…

Для сотрудников Гомельского авиаотделения РУП «Беллесавиа» это — обычные будни. Начиная с апреля воздушная разведка МЧС работает здесь без выходных и праздников. На Гомельщине все это время стоит жаркая и сухая погода. С 5 августа в зоне патрулирования авиаотделения, включающей Гомельский, Чечерский, Жлобинский, Речицкий, Добрушский и Лоевский районы (а это почти 800 тысяч гектаров лесного массива), за небольшим исключением, установлен предпоследний — четвертый — класс пожарной опасности. Температуру ощущает даже винтокрылая машина. Чем жарче — тем меньший груз может поднять вертолет, тем меньше заливается в баки топлива. Учитывая обстановку, воздушный патруль поднимается в небо трижды в день. Первый вылет в выходные обычно в 10—11 часов утра. В будни — в 11—12. Время дальнейших вылетов зависит от того, обнаружены ли пожары, приходилось ли высаживать пожарный десант. То есть сколько времени пришлось провести в воздухе в предыдущий раз.

— Каждый полет длится в среднем 2 часа 40 минут. Если приходится высаживать десантную группу на тушение пожара, естественно, времени требуется больше, — говорит начальник Гомельского авиаотделения РУП «Беллесавиа» Сергей Мышко. — Лесные пожары площадью до 20 соток тушим обычно своими силами. Если огонь захватил больший кусок земли, пытаемся сдержать его распространение до прибытия «тяжелой артиллерии»: специалистов лесного хозяйства, в ведении которых находится данный лесной массив, и подразделений МЧС.

Своими силами — это значит силами десантной службы. Каждый раз, помимо пилота и летчика-наблюдателя, который фиксирует место, время и масштабы ЧП, винтокрылая машина берет на борт и двух пожарных-десантников. Случился лесной пожар — вертолет обычно приземляется и высаживает десант со средствами пожаротушения. И это его главное преимущество перед самолетом. Винтокрылая машина способна сесть на небольшую площадку и тем самым помочь людям не только зафиксировать происшествие, но и предпринять первые меры по ликвидации ЧП. Если приземлиться поблизости от лесного пожара невозможно, вертолет зависает в воздухе, и десантники спускаются на землю по специальным тросам. Начинается жаркая работа! Важно не дать огню распространиться на большие площади: тогда остановить пламя будет очень трудно.

В это время основные силы огнеборцев уже находятся в пути к месту происшествия: они уже знают, какой квартал леса горит, какова площадь пожара, есть ли угроза хозяйственным постройкам и жилью. Эти данные сразу же после обнаружения и оценки масштабов пожара вертолетчики передают наземным службам МЧС и лесоводам.

Но мне в воскресенье посмотреть на работу десантной группы так и не довелось. Наш послеобеденный полет продлился почти три часа, и, к счастью, мы не обнаружили ни одного возгорания — лишь сравнительно небольшой сельхозпал в Гомельском районе возле деревни Чкалово. Примерно на два с половиной гектара.

— Обычно такие пожары происходят из-за непотушенных костров, брошенной кем-то в сухую траву сигареты, преломления солнечных лучей от осколка стекла. Иногда люди сами палят сухую траву, считая, что потом она станет расти лучше, — рассуждает уже по прибытии на землю инструктор десантно-пожарной группы Александр Кузьменок. — Сегодня нам, можно сказать, повезло: до леса огню еще было далеко.

Но если бы пал не обнаружили вовремя, кто знает, чем бы все обернулось. Особенно при довольно сильном ветре, который дул в тот день на Гомельщине. Похожая ситуация была, кстати, и в Добрушском районе. «Рабочая лошадка» Ми-2 «засек» пожар в самом начале: пламя с горящей травы уже добралось до кромки леса. Благо вовремя был высажен десант, и к ликвидации пожара подключилась «тяжелая артиллерия».

В Гомельском авиаотряде это было самое значительное за сутки происшествие. И это, безусловно, к лучшему. Ведь главная задача авиации МЧС — засечь беду как можно раньше, чтобы не разрослась она до греческих, турецких и российских масштабов, где сейчас ведут борьбу с огнем и наши специалисты. Справиться со стихией на больших площадях при жаркой, сухой и ветреной погоде намного сложнее. К лучшему, конечно, и то, что самый крупный лесной пожар в нынешнем году, который гомельские авиаторы зафиксировали в Чечерском районе 27 июля, не превысил к моменту его полной ликвидации 10 гектаров. Ведь все могло быть совсем иначе…

Наталья СЧАСТНАЯ, «БН»

НА СНИМКАХ: (слева направо) парашютист (десантник)-пожарный Александр ТИЩЕНКО, инструктор десантно-пожарной группы Александр КУЗЬМЕНОК, начальник Гомельского авиаотделения РУП «Беллесавиа» Сергей МЫШКО и командир воздушного судна Михаил КРИШТАПОВИЧ; мой «счастливый случай» — пал в Гомельском районе.

Фото автора и из архива Гомельского авиаотряда РУП «Беллесавиа»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter