Найти человека

Едва ли не каждый день на сайтах Министерства внутренних дел и поисково-спасательного отряда “Ангел” появляется информация о находящихся в розыске людях.

Едва ли не каждый день на сайтах Министерства внутренних дел и поисково-спасательного отряда “Ангел” появляется информация о находящихся в розыске людях. Со снимков молчаливо взирают старики и подростки, зрелые мужчины и совсем молодые женщины. “Ушел из дома... до сих пор его местонахождение неизвестно...” — безликая фраза, за которой скрыты отчаяние и надежда родных, перипетии иногда простых однодневных, а порой трудных и затяжных поисков, усилия сотен людей.

Странница от слова “странная”

Марианну — девушку с богатейшей для своих лет биографией — милиция искала 11 лет. С тех самых пор, как в 2002 году она самовольно покинула Минский городской кожно-венерологический диспансер, куда была доставлена на лечение из приемника-распределителя. До этого 14-летняя барышня уже успела оказаться на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за бродяжничество и занятие проституцией.

Похоже, что тягу к путешествиям Марианна впитала с материнским молоком: начиная с десятилетнего возраста она неоднократно сбегала из дома и задерживалась в разных городах Беларуси. Правда, периодически давала о себе знать: звонила родным из каких-то квартир, в которые ее забрасывала лихая судьба, однако обратного адреса не сообщала. Так же обстояло дело и после ее бегства из диспансера: несколько месяцев спустя Марианна позвонила домой и сообщила, что находится в Минске, еще через какое-то время — снова звонок с неопределенного номера и новая информация: я в Москве, мама, не печалься, не плачь. Затем — письмо со штампом отделения связи города Пензы...

И все же благодаря стараниям сотрудников уголовного розыска наконец-то удалось обнаружить местонахождение бродяжки. Как оказалось, повзрослевшая и даже несколько остепенившаяся Марианна действительно проживает на территории Москвы. За прошедшие годы внешность девушки настолько изменилась, что белорусским сыщикам пришлось по несколько раз проверять информацию, добытую со странички Марианны в соцсетях, и долго сравнивать ее фотографии — одиннадцатилетней давности и нынешние.

— На самом деле многие подростки увлекаются бродяжничеством. Для них это своеобразная планка “крутизны” — пожить без контроля взрослых, быть самому себе хозяином, — говорит старший оперуполномоченный Главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Светлана Соболева. — К сожалению, большинство из них не задумывается о том, как переживают за их судьбу родные, в какой ад превращается жизнь матери, не имеющей представления о том, жив ли ее ребенок, не голодает ли он, есть ли у него теплая одежда на зиму... А уж о том, сколько приходится потратить человеческих и финансовых ресурсов на поиски каждого из них, эти ребята и вовсе не беспокоятся.

С чистого листа

Согласитесь, когда мы читаем сообщения в интернете или смотрим телепередачи о потерявших память людях, как-то не хочется верить в то, что такие опасные метаморфозы могут произойти и в нашей голове. Торопясь на работу утром и закрывая дверь дома или квартиры, мы знаем, что обязательно вернемся сюда вечером. Но у судьбы частенько припасен для нас самый неожиданный сценарий.

В тот день жительница Витебского района Маргарита не дошла до своего завода какую-то сотню шагов. Родные забили тревогу уже вечером: жена и мама сильно задерживалась, на телефонные звонки не отвечала — такого с ней раньше не случалось...

Обнаружили женщину спустя 15 дней в психиатрической клинике одного из российских городов. Помогли камеры слежения, установленные на железнодорожном вокзале. На них была запечатлена Маргарита, покупающая билет в кассе, затем она же, садящаяся в поезд. Объяснить свой поступок явившимся в психиатрическую клинику сотрудникам правоохранительных органов несчастная женщина не смогла: она вообще не помнила кто она, где находится, как зовут ее детей. Понадобились долгие процедуры идентификации, транспортировки на родину и прохождения в Беларуси специализированного лечения.

— Во избежание таких случаев мы советуем каждому иметь при себе не только документ, удостоверяющий личность, но и номера телефонов близких людей, их адрес, — советует Светлана Соболева. — Данные можно записать на листок, который всегда будет лежать в кармане вашей сумки. Вариант с мобильным телефоном тоже приветствуется, особенно если в контактах у вас будут указаны не имена, по которым трудно определить степень родства, а просто “мама”, “папа”, “сестра”, “сын”, “жена”.

А была ли девочка?

Бывают в истории белорусского сыска и такие случаи: поиск человека заканчивается констатацией факта, что его вообще никогда не существовало в этом мире.

В прошлом году в одном из районных судов Брестчины была признана безвестно отсутствующей девушка Лариса, 1993 года рождения. Ее мать Ольга написала заявление в милицию с просьбой разыскать дочь, якобы уехавшую в 2006 году в другой город и с тех пор ни разу не объявлявшуюся. Проверка правоохранительными органами всех данных заставила оперативников серьезно задуматься: вроде бы есть выписка из протокола врачебно-контрольной комиссии, на основании которой была оформлена запись акта о рождении девочки, однако никаких сведений из местной поликлиники о том, что ребенок с такими именем и фамилией хотя бы раз был на приеме у педиатра, нет. Не существует даже медицинской карточки с записью сделанных малышке прививок.

Аферу раскрыли довольно быстро. После допроса родных братьев заявительницы стало ясно, что никакой Ларисы в их большой семье не было и в помине. Свидетельство о рождении дочки было получено Ольгой обманным путем при помощи собственной свекрови, которая выступила инициатором и организатором оформления подложных документов. Впоследствии, взяв у кого-то из знакомых девочку, по возрасту соответствующую несуществующей внучке, бабушка отнесла липовые справки и самого ребенка в горисполком, где получила свидетельство о рождении малышки.

Вся эта затея была спланирована женщинами для того, чтобы муж Ольги получил отсрочку от прохождения службы в Вооруженных силах. История закончилась возбуждением уголовного дела по статье “фальсификация доказательств”.

 ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По статистике МВД, за последние четыре года в Беларуси количество обращений родственников о безвестном исчезновении их близких снизилось с 16 тысяч в 2010-м до 10 тысяч в 2013-м.

Около 90 процентов всех пропавших удается найти довольно быстро. К примеру, за четыре месяца текущего года милиция приняла 2987 заявлений, на сегодня не известна судьба только 113 человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter