Найти Человека

Заместители директоров по идеологии фактически уже несколько лет существуют на многих крупных предприятиях.
Заместители директоров по идеологии фактически уже несколько лет существуют на многих крупных предприятиях. Хотя, конечно, в штатном расписании МАЗа или, скажем, "Интеграла" вы вряд ли найдете наименование такой должности в чистом виде. Как правило, сегодняшние идеологические работники на белорусских предприятиях совмещают возложенные на них задачи с кадровой и социальной работой. К примеру, в штатном расписании это может звучать так: "заместитель директора по работе с кадрами, социальной и воспитательной работе". К слову сказать, мы давно привыкли проводить параллели между тем, что есть у нас, и тем, как это делается "у них". На западных предприятиях аналогичные должности существуют не одно десятилетие. Там это "менеджер по кадрам". Функции у них схожие, различие лишь в том, что у менеджера еще и ответственности больше. На нем и подбор персонала предприятия, и работа с уже имеющимся. После появления Указа Президента "О системе государственных органов и иных организаций, осуществляющих идеологическую работу в Республике Беларусь" у руководителей появилась возможность совмещения должности замдиректора по идеологии с другими управленческими функциями. Однако введение такой должности на госпредприятиях с численностью более 300 человек стало обязательным. Министерство труда и социальной защиты включило должность "заместитель руководителя организации по идеологической работе" в общегосударственный классификатор "Профессии рабочих и должности служащих", а также в квалификационный справочник "Должности служащих для всех отраслей экономики". В них есть и ответ, чем должен заниматься идеолог на производстве. Не только разъяснением внутренней и внешней политики государства, но и обеспечением своевременного реагирования на критические выступления (сообщения) СМИ в адрес организации, организацией проведения дней информирования, обобщением и направлением для реагирования руководству поступивших в его адрес от членов трудового коллектива предложений и критических замечаний, осуществлением контроля за своевременным доведением результатов их рассмотрения до заявителей и т.д.

И нет ничего удивительного, что в трудовых коллективах нововведение одобрили. Возможно, это связано с тем, что плановые дни информирования, которые проводятся на предприятиях не более двух раз в месяц, мало походят на прежние политинформации. Большую часть времени на подобных собраниях занимают внутренние организационные проблемы коллективов, а также обсуждение вопросов социального обеспечения, правопорядка. К примеру, на минском "Горизонте" на таком собрании несколько месяцев тому назад присутствовал прокурор Минска. И не в качестве "свадебного генерала", а отвечал на конкретные вопросы заводчан.

Впрочем, сказать, что вопросы чисто политического свойства вовсе игнорируются в ходе заводских дней информирования, было бы неверно. К ним готовят и разнообразные материалы, в которых, как правило, отражены несколько актуальных проблем и точек зрения на политическую и экономическую тематику. По словам начальника управления кадров и воспитательной работы минского завода "Горизонт" Вячеслава Тимофеева, общественно-политические и социально-бытовые проблемы в ходе дней информирования обсуждаются на собраниях примерно в равном соотношении. "Здесь нет ничего удивительного. Скажем, не каждый же рабочий сегодня выписывает газеты, - рассуждает кадровик. - Но должен он быть в курсе главных политических событий? Должен. Обсуждая проблемы предприятия, мы стараемся рассказывать людям и о том, что происходит в стране, мире. Но мнения своего не навязываем, дискутируем, ищем ответы на вопросы".

Вячеслав Тимофеев, кстати, специалист в своем деле опытный. На предприятии - с 1966 года. Долгое время занимал должность заместителя гендиректора по кадрам. На мой вопрос о том, нужны ли сегодня на предприятиях замы по идеологии, ответил не задумываясь: "Конечно, нужны. На любом предприятии есть немало дел, которые требуют общего обсуждения и решения. Это не только социально-бытовые проблемы, иногда приходится разрешать и конфликтные ситуации. Вот недавно по экономическим причинам мы были вынуждены закрыть старое производство. Если бы не привели убедительных аргументов, не провели совет с рабочими, конфликт на предприятии был бы неизбежен. А так - встретились с людьми, объяснили им, что никто не будет уволен, что люди будут переведены на новые производственные линии".

Впрочем, это одна точка зрения. На многих акционерных предприятиях считают, что замы по идеологии не так уж и необходимы, - дескать, "нерентабельно". Конечно, в большей степени такая позиция сформировалась под влиянием советского восприятия идеологии, что не совсем оправданно. В одном из своих выступлений Александр Лукашенко предостерег руководителей госорганов и предприятий: "Лучше вообще не заниматься идеологией, чем делать это с формализмом, не умеючи, без души и желания".

Заместитель гендиректора ОАО "Оливария" Владимир Путрич, отвечающий на предприятии за вопросы идеологии, не слышал этого высказывания Президента. Мы беседовали с ним задолго до этого, но по данному вопросу он высказал схожую точку зрения: "Идеология - дело тонкое. Ведь каждую идею нужно уметь донести до людей, подать так, чтобы это было понятно и доходчиво. Сделать нужное, так сказать, преломление в практическую плоскость".

Замечание Александра Лукашенко в большей степени, наверное, относится к тем начальникам, которые восприняли идею о систематизации идеологической работы в коллективах как некую "обязаловку", спущенную "сверху". На самом деле никто и никому руки не собирается выкручивать: введение штатной должности идеолога или совмещение этой работы с другими обязанностями - дело руководителя. Если он считает, что его предприятию такой специалист нужен позарез, - нет проблем: для появления в штатном расписании такой фигуры нет преград. Если же есть уверенность, что и сложившаяся система работает без сбоев, никто в административном порядке принуждать к ее ломке не будет. Директора заводов, председатели колхозов несут ответственность не только за качество выпускаемой продукции, но и за атмосферу в коллективах. И раз уж руководитель принимает какое-то решение, значит, он должен знать, что делает. На то он и руководитель...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter