Найдите покой душам вашим

Как православные священники помогают неслышащим слышать Прихожане храма Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря готовятся встретить Светлое Христово Воскресение, как и весь христианский мир. Разница лишь в том, что службу в этом храме священнослужители ведут одновременно голосом и жестом, стоя к пастве лицом. 31 декабря 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была образована община для окормления верующих с дефектами слуха.

Сурдоперевод Божественной литургии
В южном приделе Тихвинского храма Симонова монастыря, освященного в честь его основателя Федора Симоновского, с 1995 года Божественная литургия служится на языке… жестов. Опыта подобного богослужения в истории Церкви не было. Вместе с бывшим сурдопереводчиком протодиаконом Павлом Трошинкиным и прихожанами мы начали переводить богослужение Православной Церкви с церковнославянского на русский, с русского на жестовый язык. Словарного запаса не хватало, каждое слово подробно и подолгу разбирали, изучили переводы Божественной литургии на немецкий, английский, греческий, литовский, еврейский языки. Прихожане со своей стороны тоже предлагали наиболее подходящие, с их точки зрения, жесты. Более трех лет мы формировали жестовый эквивалент Божественной литургии. В службе мне помогают бывшие прихожане, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II рукоположенные в сан: неслышащий священник Валентин Терехов и слабослышащий дьякон Павел Афанасьев и чтец-сурдопереводчик Вадим Жуков. По нормам через каждые 30 минут сурдопереводчику требуется отдых. Я веду службу на жестовом языке в течение 4-5 часов без перерыва.
Это может показаться невероятным, но глухонемые через литургию прониклись церковнославянским языком, почувствовали особую глубину, особый смысл, особую близость к Богу. У неслышащих людей постепенно меняются отношение к окружающим, их внутренний мир. Жесты становятся спокойными, пластичными, жестовый язык – мягче и красивее. Одновременно меняется речь. В обычной жизни глухонемые стесняются произносить звуки. А в храме требуется повторять слова чтеца-сурдопереводчика не только жестами, но и голосом. Поэтому многие стали хорошо говорить. У молодых расширяется кругозор, повышается интеллект. В словаре неслышащих людей появилось много новых слов. Это тоже одно из достижений служения в Симоновом монастыре.
Выбрать для таких прихожан храм очень сложно: перегородки и колонны мешают неслышащим видеть службу. Кроме того, наши прихожане живут не только в Москве и Московской области, но и в Тверской, Владимирской и других областях. Им удобнее добираться до храма, расположенного недалеко от вокзалов и станций метро. Храм Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря отвечает этим требованиям.
Приятно, что сегодня последователи нашего духовного окормления неслышащих появились в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и в других епархиях.
Тот, кому помогли, может помочь другим
За многие годы инвалиды по слуху привыкли потребительски относиться к окружающим, как и к людям, которые обязаны им помогать. Так вырастали эгоисты-иждивенцы. А тут вдруг в нашей общине появились слепоглухонемые – те, кто еще больше нуждается в помощи и тепле. И что? Их появление в корне изменило глухонемых прихожан. Они стали помогать невидящим и неслышащим людям участвовать в службе. Руками – жестами и буквами в ладонь – переводили чинопоследование Божественной литургии, духовно соединяясь с ними и в молитве, и в обращении к Богу.
Мы мечтаем создать при храме духовно-реабилитационный центр для глухонемых, слабослышащих и слепоглухонемых верующих людей. Предполагается создать ступенчатую систему воспитания и обучения неслышащих: детский сад – школа – училище, где работающие на территории монастыря кузнецы, гончары, резчики, витражисты, плотники, краснодеревщики обучали бы молодежь традиционным монастырским ремеслам. А еще открыть Дом для одиноких престарелых людей. Их участь очень тяжела, а если они к тому же ничего не слышат или не слышат и не видят – особенно. Обслуживать самих себя им тяжело.
Нужна богадельня
Мир неслышащих людей – особый, замкнутый мир, который мы не знаем и о проблемах которого не задумываемся. А они нескончаемы. Начиная с бытовых: договориться о починке текущего водопроводного крана, о вызове врача на дом… У одинокого пожилого неслышащего человека нет средств связи с окружающим миром. Любой из нас всегда может набрать номера 01, 02, 03 или поговорить с близким человеком. Неслышащий не может. Возможности общаться с помощью телефакса у наших инвалидов тоже нет: в большинстве случаев квартиры таких людей, особенно престарелых, не телефонизированы.
Социальные работники, призванные помогать немощным и инвалидам, не всегда знают жестовый язык, а значит, не могут пообщаться с инвалидом и хотя бы рассказать, что делается в мире. Принесут ему хлеб, молоко, крупу – и на этом общение заканчивается. И так два раза в неделю, а что творится с подопечным в остальные дни, одному Богу известно.
У нас в стране приблизительно 17 процентов населения имеют проблемы со слухом, но ни сотрудники милиции, ни медицинские работники, ни служащие социальной сферы не знают основ жестового языка. В институтах, готовящих социальных работников, появились специализированные отделения, но профессионалов катастрофически не хватает. В других странах нет стабилизационных фондов, а проблема помощи инвалидам уже решена.
Недавно моя прихожанка умерла от рака. Ее муж, дважды парализованный глухонемой, остался один. С большим трудом мне удалось пристроить его в Дом престарелых: таких туда не берут.
Тяжелое положение неслышащих людей и подталкивает нас к тому, что традиционно для монастырей и Русской Православной Церкви, –  созданию богадельни – места, где немощные люди могли бы найти духовный покой и заботу, побеседовать с себе подобными и с теми, кто владеет жестовым языком. Предложения построить эти учреждения в другом месте лишены смысла: вне стен общины духовным окормлением этой категории инвалидов заниматься никто не будет: это тяжкий труд, непременным условием которого является знание жестового языка.
Слышащие нас не слышат
Бьемся над этой проблемой больше 10 лет. А конца не видать: слышащие нас не слышат. Как будто все мы живем в стране глухих. Идея, видимо, близка и дорога только нам, а те, которых она, казалось, должна интересовать, с нами согласны, но ничем не помогают.
На территории монастыря даже горячего водоснабжения нет. Коммуникации прогнили, в прошлом году содержимое канализационных труб текло по улице – и это в 5 километрах от Кремля! Спасибо, помогло муниципальное образование: выделило деньги на замену рассыпавшихся труб. Так теперь прокуратура обвинила его в нецелевом использовании средств. А ведь монастырь – культурный и исторический памятник. Был основан в 1379 году. В 2009-м мы будем праздновать его 630-летие. Преподобный Сергий Радонежский – собиратель земли русской – сам выбрал для него место и благословил своего племянника начать монашескую жизнь здесь, на южных границах Москвы. Это сейчас монастырь оказался в центре. А в XIV веке он был включен в цепь оборонительных сооружений с юга (самого неспокойного места для Руси), защищавших Первопрестольную от неприятеля. А разрушили монастырь большевики: после взрыва в ночь на 21 января 1930 года мало что уцелело из древних построек. Кто теперь будет восстанавливать монастырь?
Самостоятельно строительство духовно-реабилитационного центра нам не потянуть. Во-первых, необходимо подводить горячую воду, делать нормальную канализационную систему. Во-вторых, заказывать, а для нас это очень дорого, проекты построек. Только после этого нам ответят, можно или нельзя возводить детский сад, школу и дом для престарелых и немощных инвалидов с дефектом слуха на территории исторического и культурного памятника. 

Для тех, кто хочет помочь неслышащим прихожанам, публикуем расчетный счет монастыря:
109280 Россия, Москва, ул. Восточная, 4.
Телефон/факс: (095)675-21-95
ИНН 7725067943 р/с 40703810700010000087
в АКБ ЗАО «Пересвет» г. Москвы к/с 30101810700000000259
БИК 044585259 КПП 772501001

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter