Найди себе утешение!

О пиратстве
«Будь сознательным гражданином! Отказывайся от подделок!» — призывают меня плакаты на пекинских улицах. «Крутые парни» Джеки Чан с Арнольдом Шварценеггером, оседлав громадные мотоциклы, гонятся за вором и убеждают с экрана, что покупать пиратские видеодиски — то же самое, что воровать. Значит, я вор. Печально, но факт. Наверное, мне должно быть стыдно — и за то, что делаю, и что в этом признаюсь. А вот поди ж ты — ни капельки. В моей видеотеке — под тысячу фильмов и концертов, и если подсчитать стоимость этой коллекции по британским, например, ценам, то я обладаю целым состоянием.

Однако на самом деле это не так или не совсем так: за каждый диск уплачено 1,2 — 1,5 доллара. Всего–то. И это, на мой взгляд, главное объяснение, почему пиратство бессмертно. Дело в цене вопроса. Если у вас будет выбор: купить легальный диск за 20 долларов и практически такой же (с хорошим качеством, но, может быть, не с полным набором дополнительных материалов вроде интервью режиссера и актеров), но за полтора, что вы выберете? Почти уверена: легко пожертвуете интервью, а сэкономленные 18,5 доллара потратите на что–нибудь не менее приятное — купите еще дисков, например.

Нельзя сказать, чтобы с пиратством не боролись — и в Поднебесной, и во всем мире. Последствия этой борьбы я ощущаю на себе: теперь моя коллекция пополняется медленнее, чем раньше. Любимый магазин с дисками отличного пиратского качества принесен в жертву — его больше нет. Другой магазин с обширным выбором новеньких и проверенных временем российских фильмов то открыт, то закрыт.

Между прочим, далеко не все «обворованные» возмущаются. Многие режиссеры и музыканты говорят, что пиратство делает их популярнее: люди, которым лицензионная продукция не по карману, видят своих кумиров на экране или слушают через проигрыватели всех мастей. Так что свои дивиденды производители все равно получают. Так что, получается, не все так однозначно плохо в пиратстве?

Между прочим, лично у меня тоже частенько подворовывают. Захожу в поисковую систему, ввожу свое имя — и получаю массу ссылок на сайты, где размещены мои статьи. Причем ни один из этих сайтов разрешения на публикацию не спрашивал и уж, конечно, денег автору (мне) не платил. Такого рода воровство — штука в наше время совершенно обычная. Поначалу я пыталась писать на сайты, взывать к совести администраторов, требовала снять материалы. Бесполезно. Никто на мои призывы ни разу не откликнулся, статьи не снял и денег, конечно, не заплатил.

И в один прекрасный день я просто изменила к этому отношение. Случилось это после того, как я увидела свой материал «Любовь и расстояния» (из «Писем из Пекина») на одном региональном сайте, популярном среди молодежи Северного Кавказа. Там развернулось такое интересное обсуждение этой статьи, что я потратила не меньше часа на чтение. Не об этом ли мечтает каждый автор? Чтобы его слова были услышаны, чтобы задели, вызвали реакцию? И если я добилась именно такого результата, то не все ли равно, получены за это деньги или нет? Как говорит мой давний друг, американский фотограф кубинского происхождения Луис Кастанеда: «На самом деле все лучшее в жизни не имеет отношения к деньгам». Правда, есть заповедь, которой он строго следует в своей жизни и которой учит меня, но пока без видимого результата: «Никогда ничего не делай бесплатно». Две идеи находятся в противоречии друг с другом — может быть, именно поэтому Луис и не производит впечатления счастливого человека. Я же смотрю (или, по крайней мере, стараюсь) на все это философски: если у меня воруют, значит, то, что я делаю, хорошего качества. Утешает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter