Найди отличия!

Из жизни близнецов
Из жизни близнецов

На школьном утреннике, получив свой подарок, 6–летняя девочка отошла от Деда Мороза (по совместительству — педагога–организатора). А через несколько минут вернулась и снова протянула руку. «Ты ведь только что забрала свои конфеты, — попытался пристыдить ее добрый дедушка. — Так нельзя, ведь кому–то из детей тогда ничего не достанется». Обиженный ребенок всхлипнул и отошел. Еще через несколько минут перед Дедом Морозом «нарисовались» две одинаковые девочки: одна — зареванная, другая — с подарком...

Легко ли работать с близнецами, двойняшками и тройняшками — детьми, которых даже родная мама различает с трудом? По каким приметам распознать, тот ли, кого вызывали, идет к доске, не отвечает ли Миша за Сашу, а Катя за Машу или, быть может, один брат вовсе «отдувается» на уроках за троих? И как старосте класса определить, кто именно из близнецов положил ей на стул кнопку или прогулял урок?

— Мы, честное слово, учителей не дурим, — хором клянутся мне 14–летние Наташа и Таня Гуковы, ученицы 9 «З» класса могилевской СШ N 18. — А вот одноклассников, бывает, разыгрываем. Нас до сих пор некоторые различают только по сережкам, так мы, если захотим кого–то обмануть, меняемся украшениями. Между прочим, попадаются на эту удочку не только одноклассники, но и близкие друзья, с которыми мы вместе еще в ясли ходили. Иногда даже немного обидно бывает, мы ж совсем разные: одна смешливая, другая спокойная. И по родинкам на лице нас, если присмотреться, различить можно.

— Можно! — подтверждает классный руководитель богатого на близнецов 9 «З» Галина Шкурко. — Лично я ни девочек, ни мальчиков, а в нашем классе есть еще и мальчишки–близняшки Миша и Саша, не путаю. Да они и не стараются меня запутать. И те, и другие спокойные, уравновешенные, прилежные.

«Некоторые учителя нас все–таки не различают, — признается Миша Маньков. — У нас — спортивный класс, и я, и Саша, помимо физкультуры, занимаемся триатлоном, раньше еще ходили на плавание. Так вот, однажды наш тренер дал задание: 30 раз отжаться от пола. Когда я отжался, пришла очередь Саши, но тренер, наверное, подумал, что мы его разыгрываем, и вместо Саши снова вызвал меня. Пришлось работать за брата».

Отдуваться за свою «вторую половину» приходилось не одному Мише Манькову. Директор могилевской СШ N 18 Сергей Бонич признался, что тоже попадал в подобные переплеты, поскольку сам — близнец: «Как–то, дело было классе в шестом, я не выучил урок математики, а меня вызвали к доске. Моргнул родному брату Борису, который по этому предмету был куда сильнее меня, тот и пошел за меня отвечать. Получил «отлично». И только сел обратно за парту, как учитель снова называет нашу фамилию и вызывает к доске уже его самого. Что делать? Идти отвечать мне? Но ведь тогда Борис схлопочет «пару». В общем, стоило педагогу на миг опустить глаза, как Боря опять отправился к доске, а я быстро пересел на его место. Честно говоря, от страха тогда колотились мы оба. Боялись, что учитель нас разоблачит. К счастью, этого не случилось, но больше в такие «игры» мы не играли».

Одни преподаватели вечно подозревают близнецов и двойняшек в постоянной подмене друг друга, предполагая, что те просто меняются вещами, а на самом деле решать задачи умеет только один из них. Другие уверены: при желании можно распознать даже тех близняшек, которых родная мама различает с трудом. «Во–первых, нужно сразу попросить родителей, чтобы не одевали детей одинаково, — советует учитель гродненской СШ N 35 Надежда Литвинова. — Но даже если детям комфортнее ходить в одинаковых костюмах, все равно можно придумать массу способов, чтобы их различать. Например, Катю посадить у окна, а Машу — с краю или, если близнецы или двойняшки не испытывают от этого дискомфорта, вообще рассадить их за разные парты. А самое главное: хорошенько присмотреться к детям, ведь любой педагог, любящий своих учеников, даже стоя к ним спиной может определить, кто только что засмеялся, а кто позвал тебя по имени. Так и здесь. Каждый из близняшек, несмотря на то, что как две капли похож на сестричку или брата, — личность, индивидуальность, нужно только уметь это увидеть. К примеру, один — улыбчивый, любознательный, непоседа, а другой — медлительный, тихий и внимательный. Один обожает рисовать, другой — петь, у одного родинка на щеке справа, у другого — слева»...

Находить отличия, а главное, запомнить, кому из детей какая примета соответствует, конечно, непросто. Но если школьный педагог любим учениками, наблюдательные дети сами ему подскажут, какое имя носит каждый из их «одинаковых» одноклассников. Директор гомельской гимназии N 56 Андрей Вишневский не скрывает, что без помощи учеников ни за что бы не справился: «Были у меня в классе близнецы Толя и Саша. Вызываю как–то на уроке астрономии к доске Сашу. А вместо него выходит брат. Я бы, скорее всего, и не заметил подвоха, но одноклассники пацанов, спасибо им, мне шепнули, как мальчишек различать. Мол, у одного из них вихор на затылке, а у другого волосы причесаны аккуратно. В общем, когда до меня дошло, что близнецы меня разыгрывают, я решил их проучить. Стал засыпать вызвавшегося отвечать вместо Саши Толика вопросами, он и «поплыл». «Садись, — говорю, — ставлю тебе «двойку» (дело было несколько лет назад, когда знания учеников еще оценивали по пятибалльной шкале. — О.К.). Его брат, как это услышал, не сдержался, вскочил, да как закричит на брата, дескать, зачем ты вместо меня к доске пошел! Класс — в хохот, а ребята стоят, глаза потупили. Кстати, своей похожестью, насколько мне известно, эти двое не раз пользовались и впоследствии. Когда поступали в Киевское военное училище, один дважды сдавал математику — за себя и за брата, другой за двоих проходил медкомиссию...».

Урожайным на похожих детей этот учебный год стал для бобруйской гимназии N 2. Сюда первый раз в первый класс в сентябре пришли две двойни — Лиза и Катя Хамренко, Лена и Наташа Свиридоновы и одна тройня — Алеша, Денис и Никита Харлап. Учителя и одноклассники говорят честно: пока и девчонок, и тем более мальчишек различают с трудом. Мало того, что братики и сестрички между собой похожи, так еще приходят на занятия в одинаковой форме. «В школе — переполох, у педагогов такое ощущение, что они играют в детскую игру «Найди отличия», — поделилась впечатлениями директор гимназии Лукреция Сатарова. — Пока находят не всегда и часто путаются, кому именно — Лизе или Кате — они поправляют развязавшийся бантик, Алеша, Никита или Денис просит у них карандаш и кто из девчонок — Лена или Наташа — сидит за первой, а кто за второй партой. И все же, думаю, это — не самое главное. Главное — окружить этих детей, таких одинаковых и одновременно таких разных, лаской, заботой и вниманием».

Каждый ребенок — личность, индивидуальность, и близняшки, двойняшки и тройняшки — не исключение. Единственное, что объединяет таких детей, — то, что они не могут жить друг без друга, между ними существует какая–то особая духовная связь. «Когда одна из нас заболеет, на следующий день или через день непременно сляжет и другая, хотя остальных сестер, а их, кроме нас, в семье еще трое, вирус и не зацепит, — утверждают сестры Гуковы. — И это касается не только простуды. Когда одна из нас на тренировке травмировала ногу, в тот же день эта же самая правая ступня разболелась и у другой». «По окончании военного училища одного из братьев–близнецов, о которых я рассказывал, определили служить на одну подводную лодку, другого — на другую. Прошло совсем немного времени, как одному из разлученных с братом близнецов стало плохо. Похудел, осунулся, есть перестал. Медики обнаружили у него серьезные проблемы с желудком, и один из докторов, узнав о том, что у больного есть брат–близнец, кроме прочего, порекомендовал нетрадиционный метод лечения: прописал больному не домашний постельный режим, а смену места службы. Так и сказал: служи вместе с родным братом, — вспоминает директор гомельской гимназии Андрей Вишневский. — Начальство с доводами доктора согласилось. И что бы вы думали? Буквально через несколько дней парень пошел на поправку и больше не вспоминал ни о каких болях в желудке!»

По мнению психологов, разделять близнецов все же можно. Но осторожно. Не стоит отдавать маленьких детей в разные детсадовские группы, поскольку если в столь раннем возрасте забрать у малыша его «копию», с которой он привык целыми днями быть рядом, он испытает серьезное потрясение. Для многих малышей выход в общество, в тот же детский сад, — стресс, а у разлученных близнецов социальная адаптация может проходить еще медленнее. Так что если родители и хотят разлучить похожих друг на друга детишек, то лучше делать это в более зрелом возрасте. К примеру, когда мальчишки или девчонки пойдут в школу, еще лучше — в старший класс. Для детей в этом возрасте это будет безболезненно. Мало того, поможет каждому из них сформировать себя как личность.

Советы психологов:

Называйте похожих друг на друга детей совершенно разными именами (лучше даже несозвучными друг с другом).

Не одевайте их одинаково. В первые годы жизни это возможно, но не в тот период, когда дети начинают формироваться как личности. Если дети настаивают на одинаковой одежде, объясните им, что так их сложно будет различать родным, педагогам, друзьям. Кстати, некоторые повзрослевшие дети–близнецы специально надевают костюмы–«близнецы», чтобы тем самым дать понять сверстникам и друзьям, что хотят, чтобы их различали не по одежде, а по их индивидуальности, характеру, привычкам.

В школе хорошо бы для каждого ребенка сделать бэджи, чтобы педагог и одноклассники без труда смогли понять, кто есть кто.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter