Найди десять отличий

Как в нашей стране считают индекс потребительских цен?

Почему некоторым кажется, что жизнь дорожает быстрее, чем утверждает статистика?

По данным Национального статистического комитета, за первые четыре месяца года цены в стране выросли на 10,9 %. Только за апрель они прибавили 4,5 %, что стало абсолютным рекордом за последние 18 лет. Вместе с тем даже такие немаленькие цифры многим кажутся недостаточно высокими. Все мы ходим по магазинам, видим рост цен. Кошелек пустеет все стремительней, но создается впечатление, что на бумаге инфляция находится в пределах разумного, а вот с реальным ее размером эти статистические выкладки не имеют ничего общего. Как же считают в нашей стране индекс потребителских цен?

Безупречные методики

Как отмечает заместитель председателя Национального статистического комитета Ирина Кангро, в последнее время в адрес ведомства действительно поступает немало нареканий со стороны граждан. Мол, неправильно считаете инфляцию! Но объяснить «разночтения» между официальной статистикой и видимой реальностью просто: на самом деле у каждого человека инфляция «своя», ее уровень формируется в зависимости от его личной потребительской корзины. В случае же, когда речь идет об индексе потребительских цен, корзина товаров и услуг берется усредненная — в ней лежат и те продукты, которые покупают малоимущие слои населения, и те, что доступны среднему классу. Главный принцип статистики при определении перечня товаров: они должны пользоваться покупательским спросом.

«Отечественная методология расчета индекса потребительских цен в Беларуси соответствует международным стандартам, — уверяет Ирина Кангро. — В конце прошлого года с мониторингом к нам в Белстат приезжала миссия МВФ, в ходе ее работы рассматривались два вопроса: корректность расчета ВВП и индекса потребительских цен. С учетом проведенного анализа используемых методик Белстата замечаний у международных экспертов не было». Кстати, национальная методика расчета индекса потребительских цен взята отнюдь не с потолка — она была разработана сотрудниками Белстата при участии специалистов МВФ. И подтверждением качества расчетов является тот факт, что этот показатель по Беларуси публикуется в рамках Специального стандарта распространения данных МВФ.

Что в «корзинке» лежит?

Потребительская корзина на Западе и у нас — несколько разные вещи. Если в ряде соседних стран показатель инфляции считают по сплошной выборке, то есть практически по всем товарам, начиная от хлеба и заканчивая золотыми наручными часами, то белорусы предпочитают вести учет выборочно. В потребительскую корзину попадают исключительно те товары, которые действительно пользуются у покупателей спросом, а все прочие — просто исключаются. В итоге под контроль попадает не абсолютное изменение цен, а инфляция по выборочному ассортименту товаров, представительному для фактического потребления населением. Специалисты говорят, что в каком-то смысле это правильно. К примеру, если в Германии дорожают «премиальные» товары, которые покупает не более 2—5 % населения, то это влияет на общий уровень инфляции.

Как объясняет начальник главного управления статистики цен Белстата Сергей Суровец, основные принципы построения системы индексов цен в стране неизменны: сначала идет отбор базовых организаций для наблюдения за ценами на товары и услуги, потом формируются наборы товаров и услуг, за которыми будут наблюдать статистики, а потом — расчет индивидуальных, групповых, сводных, региональных индексов цен и тарифов. Самое главное, что для всей системы индексов цен и тарифов формула расчета общая.

«В общей сложности регистрация потребительских цен сегодня проводится в 31 городе страны, при этом охват наблюдения вряд ли можно назвать поверхностным. В этих населенных пунктах проживает более 50 % населения страны, — поясняет Сергей Суровец. — Количество наблюдаемых организаций торговли и сферы услуг составляет 5,5 тыс., в 3495 из них ведется наблюдение за ценами, в 2005 — за услугами».

В нынешнем году в списке наблюдаемых в Беларуси находятся 151 продовольственный товар, 211 непродовольственных и 63 услуги. Кстати, белорусская «корзина» от года к году может несколько трансформироваться, но даже такие колебания позволяют говорить о том, что оценка проводится достаточно точно. Сложно представить, что еще несколько лет тому назад в потребительской корзине белорусов не было услуг сотовой связи, однако сегодня без учета этой важной составляющей жизни населения расчет инфляции не производится.

Те 425 товаров и услуг, которые находятся в белорусской потребительской корзинке, по мнению специалистов Белстата, — число оптимальное. К примеру, при расчете аналогичного показателя в Украине берутся данные по 206 товарам и услугам, в США — по 305, в России — по 464. Но в большинстве стран Старого Света работа органов статистики больше напоминает ковровые бомбардировки: в Великобритании в корзине «лежат» 650 товаров и услуг, в Германии — 700, в Швейцарии — 1022, во Франции —1000. Но самые скрупулезные органы статистики в Израиле — в этом государстве расчет инфляции ведется по 1206 товарам и услугам.

Бедные богатые и богатые бедные

Статистики говорят: даже для людей с одинаковым уровнем доходов рост цен может быть разным. Все зависит от структуры их персональных расходов. Ведь кто-то снимает жилье, а кто-то платит за собственную квартиру, кто-то ездит на машине, а кто-то — в маршрутках и общественном транспорте. Специалисты заметили: во всем мире для богатой прослойки граждан, покупающих автомобили премиум-класса и дорогую бытовую технику, инфляция может быть гораздо ниже среднего уровня или даже свестись к нулю. Зато для человека, который тратит деньги в основном на питание, индекс потребительских цен способен стать ощутимым испытанием для кошелька на прочность. Недавно российские аналитики подсчитали отдельную инфляцию для 10 групп населения этой страны — начиная с самых бедных и заканчивая самыми богатыми. Оказалось, что рост цен между ними различается на 1,5—2 %. Но в Беларуси это явление прямо противоположное — в потребительской корзине малоимущих белорусов превалируют те продукты и услуги, цены на которые пока еще регулируются государством, и рост цен по ним сегодня меньший, чем, скажем, по импортным продуктам. Белстат на основе данных выборочного обследования домашних хозяйств, во время которого в зону особого внимания попадают порядка 6 тыс. семей, стараются выделить личный показатель инфляции для 5 % наиболее обеспеченных белорусов и для 5 % наименее обеспеченных. Так, в течение первых четырех месяцев 2011 года инфляция, рассчитываемая для «бедных», составила 10 %, для богатых — 13,6 %.

«Наименее обеспеченные слои населения более остро реагируют на изменение цен на основные продукты питания и изменение оплаты услуг ЖКХ, услуг пассажирского транспорта, поскольку в их структуре расходов это основные статьи. Исходя из потерь своего кошелька они считают, что инфляция в стране более высокая, чем официально опубликованная. Такие тенденции в оценках этого явления наблюдаются во многих странах мира. Экономисты даже охарактеризовали это явление как «личная инфляция», — поясняет начальник управления статистики цен на потребительские товары и услуги Белстата Татьяна Михалевич.

В качестве примера «личной инфляции» можно привести сахар, который не является повседневным товаром. С начала года этот товар в Беларуси подорожал на 20,9 %, но в структуре потребительских расходов населения на его долю приходится только 0,7 %. Поэтому рост цены на сахар дал только 0,14 % прироста сводного индекса цен. В то же время удельный вес мясной и молочной группы в потребительских расходах населения республики составляет значительный удельный вес (более 17 %), а прирост цен за аналогичный период составляет соответственно 7,8 % и 8,4 %, что намного меньше, чем прирост цен на сахар. Тем не менее вклад роста цен на эти группы товаров в общий прирост индекса потребительских цен составил 1,3 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter