Найдется ли в западном супермаркете место для белорусской «молочки»?

Наличие европейского сертификата не гарантирует нашим производителям выхода на рынок ЕС

УСТОЙЧИВЫМ спросом в Евросоюзе пользуется только отечественный казеин, который находит широкое применение в пищевых и технических целях. Затраты на его производство сравнительно низкие, а цена высокая, до десяти евро за килограмм. Основные потребители — Польша, Нидерланды, Германия, страны с высокоразвитым сельским хозяйством. Тем не менее и для них белорусский казеин — необходимый импортный продукт. А вот с молоком и сырами наши производители заняли в основном российские прилавки. До 95 процентов молочного экспорта традиционно направляется основному торговому партнеру.

В нелегком, вернее, двойственном положении сейчас молочная отрасль республики. Вроде бы достаточно успешно развивается перерабатывающая промышленность, которая быстро перевооружается технически и осваивает новые продукты. Но существенно отстала сырьевая база и, что еще важнее, нет четкого видения перспективы. Да, принята и реализуется программа развития отрасли, которая предусматривает рост производства молока почти вдвое, до 10 миллионов тонн в год. Но и она оставляет много вопросов после прошлогоднего провала по многим направлениям.

Но если программа и будет выполнена, то какой ценой? И куда мы будем девать все это молоко? Ведь даже на самом главном для нас экспортном рынке — российском — далеко не так гладко, как может показаться. С одной стороны, у потребителя полное доверие к нашей «молочке». С другой, постоянно возникают вопросы вокруг объемов поставок, а потенциальная ценность популярного бренда «белорусские молочные продукты» зачастую эксплуатируется ловкими дельцами.

В прошлом году рентабельность продаж молочной продукции по республике превысила 10 процентов, а у отдельных предприятий она составила и вовсе более 20 процентов. Однако не будем лукавить. Такой результат получен благодаря удачно сложившейся конъюнктуре цен на внешнем рынке, в первую очередь в России. Но вечно уповать на наших основных торговых партнеров не стоит. Сегодняшний рынок требует прежде всего высокой добавленной стоимости продукции.

После нескольких лет инспекций и проверок белорусское молоко наконец-то получило возможность заявить о себе в Европейском союзе. Напомним, что постоянный комитет ЕС по пищевой цепи и здоровью животных разрешил поставки четырем компаниям. Экспортные лицензии были предоставлены Верхнедвинскому маслосыродельному заводу, СП «Санта Бремор», Березовскому сыродельному комбинату и ОАО «Савушкин продукт».

ОДНАКО сумеет ли отечественная продукция произвести впечатление на тамошнего избалованного разнообразием выбора покупателя и составить конкуренцию известным молочным брендам?

— Для успешного выхода на европейский рынок требуется разработать соответствующую стратегию, — говорит директор Березовского сыродельного комбината Владимир Попеня. — На пути наших сыров и творогов в Европу встают высокие пошлины и жесткие требования к производственному процессу. Такой фактор, как экономические барьеры, нельзя недооценивать. В первую очередь это касается высоких торговых пошлин — более 2 евро за килограмм сыра. Это значит, что если килограмм нашей продукции стоит примерно 4,5 евро, то в ЕС с учетом пошлины эта сумма возрастет до 6—7 евро.

Выход на новый рынок — дело не одного дня и не одного месяца. В этом мы убедились, когда организовывали поставки сухой молочной сыворотки в Нидерланды. Нужно изучить рынок и его потребности, найти партнера, через которого будешь работать. В идеале необходимо фасовать продукцию в упаковку, оформленную на английском языке. А на это требуются время и, конечно, ресурсы, — продолжает Владимир Попеня.

С другой стороны, само наличие европейского сертификата открывает для компании принципиально новые возможности для работы со странами  Азии, Африки и так далее, что очень важно в целях диверсификации экспорта. Благодаря европейским стандартам мы также объективно взглянули на состояние дел на нашем предприятии и заметно повысили свой уровень, как технологический, так и в области контроля за поступающим сырьем.

Следует признать, что качество белорусского молока пока недотягивает до европейского. В странах ЕС минимальным требованием к сырью, которое поставляет сельское хозяйство молокозаводам, является сорт класса «экстра». У нас же в республике большую часть составляет высший и первый сорт. В белорусском молоке меньше как жира, так и белка. Содержание этих двух компонентов прямым образом влияет на выход и качество товарной продукции.

Несмотря на расхожее мнение, мол, «в Европе нас никто не ждет», оказывается, ЕС заинтересован в улучшении безопасности и качества продуктов питания в странах-соседях. Об этом еще в конце прошлого года говорила на пресс-конференции в Минске глава представительства ЕС Майра Мора.

БОЛЕЕ того, Евросоюз выделит Беларуси более трех миллионов евро на оснащение специальных лабораторий. Правда, этих средств хватит лишь на три лаборатории в Минсельхозпроде, Госстандарте и Минздраве. Но их комплектация и работа могут стать образцом для региональной сети.

А вот Белорусский государственный центр по аккредитации пока не заслужил доверия Европы. По мнению председателя Госстандарта Виктора Назаренко, основная причина — различия в нормах законодательства, правилах и критериях аккредитации. Помощью ЕС необходимо воспользоваться, чтобы ускорить доступ белорусской продукции на европейский рынок, полагает председатель Госстандарта. Европейские подходы в данной сфере хорошо отработаны на практике, и нет смысла придумывать собственные, уверен он.

Но соблюсти техрегламенты ЕС, как это сделали четыре белорусские компании, — это только одна сторона медали. Главное — предложить продукцию по конкурентоспособным ценам. Скажем, ОАО «Савушкин продукт» нашло свою нишу в десертной группе цельномолочной продукции. Теперь брестские йогурты, кисломолочные напитки, творожные десерты составляют конкуренцию европейским производителям. Правда, товар поставляется преимущественно в Прибалтику через действующую там торговую сеть.

Кстати, в России ряд предприятий тоже получил сертификаты на экспорт продукции в ЕС. Но сегодня там разве что в мизерных объемах можно найти традиционные русские товары — кефир, простоквашу и ряженку. Они интересны только представителям славянских народов, живущих в Европе.

НА необходимость агрессивной маркетинговой стратегии при продвижении белорусской сельхозпродукции на внешний рынок акцентировал внимание в середине февраля на расширенном заседании Правительства заместитель Премьер-министра Михаил Русый. Он подчеркнул, что надо централизовать продажу отечественной продукции на уровне региональных холдингов с постепенным переходом на единого белорусского партнера, создавать национальные и транснациональные компании с обязательным участием партнеров Беларуси по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Пока же в наличии отсутствие скоординированных действий в поставках сырья, технологии производства, использовании инвестиций, а самое главное — в экспортной политике, как это сделано в ведущих мировых компаниях. Парадокс еще и в том, что все предприятия соревнуются за увеличение валютной выручки, стремясь каждый выйти на рынок самостоятельно. Как показывает практика, ЕС такого не приемлет. Механизмы отраслевой кооперации, логистика, правовая защита, а главное, четкая система управления отраслью — все это, в конце концов, поможет прорвать и европейские экономические барьеры.

Александр ШЕВКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter